Министр финансов Италии убежден в необходимости уравновесить ось с "Газпромом", пишет Андреа Греко в материале, опубликованном в газете La Repubblica.
"Весной 2008 года в ходе беседы с американским послом Рональдом Спольи, говорится в одном из документов, распространенных Wikileaks, министр экономики и финансов Италии Джулио Тремонти отметил: "В сотрудничестве с русскими из "Газпрома" мы зашли слишком далеко". В другом документе американского посольства в Риме фигурирует признание генерального директора Eni Паоло Скарони: "Чем больше я узнаю русских, тем больше беспокоюсь". В то же время американские власти были крайне встревожены тем, что итальянский премьер Сильвио Берлускони "поддерживает Путина и наносит ущерб нашим интересам безопасности в Европе", - пишет издание.
"Спустя три года эти фразы звучат почти как пророческие. Тогда приоритетом американских дипломатов было отделение итальянской энергетической политики от энергетической политики Москвы. А также противостояние строительству газопровода "Южный поток", который рассматривался как окончательный удар по надеждам избавить Европу от русского гнета. Судя по событиям последних месяцев, политика убеждения Госдепартамента начинает приносить первые плоды. В середине 2008 года, как следует из документов, опубликованных Wikileaks, Вашингтон использовал свое влияние на Дворец Киджи (резиденция премьер-министра), чтобы "блокировать политику Eni, как наконечника копья "Газпрома" в Европе", осознавая, что для этого "может потребоваться смена руководства группы". Через три года новым президентом Eni стал Джузеппе Рекки, сменивший на этом посту финансиста Сильвио Берлускони Роберто Поли. Рекки, которого рекомендовал сам Тремонти, был авторитетным менеджером в американской General Electric. Именно Тремонти, говорится в телеграмме американского посла Спольи от 24 апреля 2008 года, был "уверен в необходимости уравновесить энергетическую политику с русскими", именно на него полагались американцы. Они были уверены, что смогут сделать более умеренными отношения между Eni и "Газпромом", - пишет автор статьи.
И вот месяц назад Ричард Морнингстар, спецпредставитель Госдепартамента по энергетическим вопросам в Евразии, заявил: "Мы больше не выступаем против "Южного потока", и идею Скарони о соединении одного из его участков с линией Nabucco мы считаем интересной и достойной изучения". Такие утверждения были немыслимыми еще несколько месяцев назад. В середине 2008 года посол Спольи писал: "Энергетическая безопасность имеет различные смыслы в разных странах. Для США она означает сокращение зависимости от арабской нефти. Для Европы должна означать освобождение от российских поставок. Но итальянцы так не думают: они зависимы с советских времен, они это не считают проблемой", - пишет автор статьи.
"Для американцев главной проблемой остается Сильвио Берлускони. Дипломат Элизабет Диббл так писала в феврале 2009 года: "Его неожиданные высказывания и оговорки вызывают раздражение, но он искренний поклонник США, он очень боится нанести вред отношениям с администрацией Буша. Его неумелое посредничество между США и Россией для нас скучное развлечение, итальянские инициативы наносят ущерб попыткам ограничить стратегию Путина, который использует энергетику как политическое оружие". В тот же период она намеревалась сказать министру иностранных дел Италии Франко Фраттини следующее: "Внешняя политика в отношении России полностью подчинена желанию Берлускони угодить Путину. Компромиссы, которые он предлагает русским, наносят ущерб нашим интересам безопасности в Европе: независимость Косово, расширение НАТО и Европы, начало диалога по гражданским правам в России. Поведение Берлускони не найдет поддержки в Вашингтоне и может лишь разрушить доверие к Италии", - сообщает корреспондент.