Во вторник обвиняемый Андерс Беринг Брейвик в суде Осло впервые высказался о своем преступлении. 22 июля 2011 года этот человек в Осло и на курортном острове Утойя убил в общей сложности 77 человек, напоминает Tagesspiegel. Судьи вынесли решение, что, в отличие от начала процесса, все пять дней, которые по плану будет длиться допрос, выступления Брейвика не будут демонстрироваться публике ни в видео-, ни в аудиозаписи. В зал допускаются зрители, кроме того, происходящее в суде передается в пресс-центры для журналистов. Напрямую в СМИ будут транслироваться только выступления психиатров и окончательное заседание с вынесением приговора.
Издание напоминает, что право на защиту в суде входит в число основных прав человека. Также сообщается, что речь обвиняемого может быть прервана, если он оскорбляет жертв преступления или их родственников либо призывает к новым преступлениям. Если выступление затягивается, судьи, как правило, только призывают обвиняемого говорить по делу, но обычно не прерывают его в силу важности права на высказывание, в том числе и на случай пересмотра дела.
"Обычно адвокаты советуют обвиняемым молчать, если они не собираются признать свою вину, раскаяться в содеянном и таким образом смягчить наказание, - пишут авторы статьи. - Вероятно, адвокаты Брейвика тоже предпочли бы, чтобы их подзащитный держал язык за зубами".
Согласно приведенному в статье мнению Александра Филиповича, специалиста по этике из Мюнстерского университета, единственная возможность ответственного подхода к освещению происходящего состоит в том, чтобы "сместить фокус с личности и характера Брейвика".
"Не только критики СМИ говорят, что Брейвик использует процесс для эффективного распространения своих политических взглядов. Сотням журналистов, оставшимся в роли единственного источника информации о процессе, досталась трудная задача. На одной чаше весов оказались реконструкция событий и правомерная потребность в информации, на другой - опасность обеспечить массовому убийце широкую аудиторию, последовав за его грубой пиар-стратегией", - рассуждают авторы.
Существуют также требования тех участников событий в летнем лагере в Уттойе, которым удалось выжить, их омбудсмен попросил журналистов: "Пожалуйста, представляйтесь, прежде чем задавать вопросы. Думайте перед тем, как спрашивать. Не передавайте контакты без спроса".
"После терактов 22 июля некоторые киоскеры продавали газеты с фотографией Брейвика, перевернув первую страницу, - рассказывают авторы. - Некоторые норвежцы до сих пор не хотят видеть Брейвика. Газета "Дагбладет" предоставляет читателям онлайн-версии возможность полностью исключить эту тему, другие норвежские газеты в эти дни не ставят фотографии террориста рядом с заголовком".