Об этом объявил Сильвио Берлускони: после дня отдыха с прогулками вместе с гостем Тони Блэром, с фейерверками и музыкой на вилле вчера настал черед "серьезных вещей". В рамках частного визита между двумя друзьями состоялась беседа по иракской проблеме, в частности, речь шла о драматическом развитии конфликта вокруг священного города Неджеф, о противостоянии между шиитскими формированиями Муктады ас-Садра и армией иракского правительства, которую поддерживают американские войска, взявшие в плотное кольцо осады восставших.
Трудно сказать, идет ли речь о посредничестве, о котором просил Муктада у Ватикана и итальянского правительства, но нет никакого сомнения, что в течение этого дня, проведенного на Сардинии, Блэр и Берлускони обсуждали ситуацию в Ираке. Чтобы выработать единую позицию, в соответствии с которой повстанцы, естественно, должны сложить оружие и покончить с терроризмом, а иракское правительство (и его американский союзник) - найти решение, которое бы "не было связано с применением оружия" и обеспечило защиту, в первую очередь со стороны Италии и Великобритании, священных мест, таких как Неджеф.
Никакого дистанцирования или размежевания с США, никаких попыток каким-либо образом ослабить альянс, но, вне всякого сомнения, позиции Берлускони и Блэра являются важными политическими реалиями. Их пожелания нашли отражение в совместном заявлении, распространенном канцелярией Кавалера, кроме того, лидеры двух стран обсудили этот вопрос непосредственно с Джорджем Бушем.
Идея переговорить по телефону с американским президентом родилась в непринужденной дружеской атмосфере во время прогулки по парку: вначале Буша не могли найти, но через несколько минут Буш перезвонил Кавалеру на сотовый, и после взаимных теплых приветствий строго на английском языке собеседники перешли к теме Неджефа и обсуждению взаимных позиций. Телефонный разговор длился не более 10 минут, как сообщил потом пресс-секретарь Белого дома, и он "вписывается в рамки наших постоянных дипломатических контактов с союзниками и партнерами по коалиции".
Берлускони и Блэр заняли решительную позицию по кризису в Неджефе именно в тот день, когда в Насирии итальянские военные подверглись нападению. В совместном заявлении говорится, что два премьер-министра обсудили "различные вопросы, по которым Соединенное Королевство и Италия тесно сотрудничают", в том числе "они выразили взаимную надежду на успех национальной конференции в Ираке и урегулирование ситуации в Неджефе". Обе страны принимают участие в "обеспечении мирного будущего иракского народа и защите святых мест, в защите древней культуры, отвергающей насилие и терроризм".
До появления совместного официального заявления оба лидера ясно изложили свою точку зрения: нельзя "продолжать насилие", повстанцы, которые не отозвались ни на один призыв, должны участвовать "в политической дискуссии, развернувшейся в стране", но правительство, обладающее полной легитимностью, как подчеркивают два лидера, "должно приложить все возможные усилия, чтобы найти решение, которое бы положило конец насилию и не было связано с применением оружия".
По мнению Блэра и Берлускони, с которым они ознакомили и Буша, любое решение должно приниматься "в рамках внутренней иракской политики", законным иракским правительством, в отношении которого оба премьера испытывают полное доверие".