Риина Кург трясется, раскачиваясь из стороны в сторону, демонстрируя, что происходит, когда мимо ее дома едут поезда с нефтью из Сибири. Как-то среди ночи ее дядя проснулся в ужасе, решив, что поезд пронесся прямо через его комнату.
Жители Таллина, живописного средневекового города, уже много лет живут бок о бок с этой проблемой. Сегодня, по мере роста мирового спроса на российскую нефть, транспортировка нефти через Эстонию процветает.
Однако спасатели, городские чиновники и оппозиционные политики проявляют все большую обеспокоенность тем, что аварии на пути следования тысяч нефтяных цистерн, ежедневно проходящих через город в направлении балтийских портов, неизбежны.
Стареющие вагоны из Сибири, изукрашенные подтеками нефти, день и ночь грохочут мимо главного стадиона города, одного из крупнейших торговых центров и сотен жилых домов. Эти поезда везут в эстонские порты различные продукты, в том числе быстровоспламеняющиеся вещества, включая бензин, удобрения и пропан. В портах их перекачивают в танкеры и вывозят за границу.
В стране, которая еще слишком бедна, чтобы позволить себе современное противопожарное оборудование, эти поезда - крайне рискованный способ транспортировки веществ.
"Мы не единственная страна, через которую осуществляется транзит опасных грузов, - говорит начальник пожарной службы Таллина Райк Саарт. - Однако большинство богатых стран изменили маршруты следования этих поездов так, чтобы они не проходили через городские районы".
Экономическая выгода этого бизнеса и для России, и для Эстонии очевидна. От российской границы до современных эстонских морских терминалов, удачно расположенных на северо-восточном побережье Балтийского моря, всего 290 км.
По данным эстонской железнодорожной компании Eesti Raudtee, каждый проходящий поезд приносит в казну Эстонии 30 тыс. долларов.
Но Райк Саарт достает толстую папку, в которой хранятся планы на случай катастрофы. Он показывает распечатку, на которой изображены микрорайоны города, примыкающие к железной дороге, которые будут уничтожены в случае взрыва. Если взорвется хотя бы одна цистерна, говорит он, это повлечет за собой 20-30 смертей, 90-120 ранений, придется эвакуировать тысячи людей.
По утверждению правительства, все разговоры об остановке движения поездов нереалистичны. Перевозка грузов составляет 10% от объема всей ежегодной экономической деятельности страны, причем главным получателем дохода является правительство, которое до сих пор владеет большинством торговых портов. Прекращение движения поездов пробьет огромную брешь в государственном бюджете.
По словам министр финансов страны Таави Вескимаги, только за прошлый год государство получило от транзита прибыль в 17 млн долларов.
Предложенный правительством новый маршрут следования нефтяных поездов в обход Таллина пока не был утвержден, и в любом случае новые пути будут готовы не ранее 2010 года. Землевладельцы под Таллином поклялись противодействовать реализации этого проекта.
Тем временем спасатели не стесняются указывать на большие опасности. Райк Саарт предупреждает, что множество бомжей пытаются найти убежище около железнодорожных путей в Таллине. Зимой, чтобы согреться, они постоянно разводят костры, причем цистерна с бензином, который более огнеопасен, чем нефть, может возгореться даже от искр, высекаемых самим поездом. Поезда отправляются из Сибири, где обычно на несколько градусов холоднее, чем в Эстонии, и разница температур зачастую приводит к утечкам.
Еще один чиновник отмечает проблему терроризма. Хотя эта страна, кажется, не нанесена на карту террористов, надо учитывать, что Эстония отправила свои войска в Афганистан и Ирак.
Пока транзитный бизнес в Эстонии не переживал серьезных аварий, однако недавно по неустановленной причине произошел пожар на железнодорожных путях в Таллине, и пламя подобралось довольно близко к одному из находившихся поблизости составов с нефтью.
По словам Саарта, пожарная служба в состоянии погасить некрупные бытовые пожары, однако у нее нет ни оборудования, ни персонала для ликвидации последствий мощного взрыва. Как отмечает председатель Городского совета Нарвы Михаил Стальнухин, почти все противопожарное оборудование либо осталось с советских времен, либо было подарено скандинавскими странами.
Нефтяные поезда проходят и через самый центр Нарвы. Не так давно более 100 жителей подписали петицию к властям, протестуя против этой ситуации.
Кроме того, составы с нефтепродуктами следуют и через Тарту, где железнодорожные пути открыты для любого любопытствующего, желающего прогуляться по ним.
По данным чиновника Эстонской комиссии спасателей Отта Лайдо, проект бюджета на следующий год предполагает закупку всего двух новых пожарных машин на всю страну. Территория Эстония немного больше Швейцарии, и здесь проживает 1,3 млн человек.
Лайдо указывает, что средний возраст пожарных машин в Эстонии - 20-25 лет. Еще одной проблемой является набор пожарных, поскольку персоналу служб спасения платят в среднем 270 евро (333 доллара) в месяц, тогда как средняя зарплата в стране составляет 460 евро в месяц.