Владимир Путин знал о планах Шредера. Ежегодно примерно 14 тыс. российских сирот находят приемных родителей, лишь немногие из которых - немцы.
Кремль знал. Канцлер Шредер и его жена посоветовались с президентом Владимиром Путиным, прежде чем удочерять 3-летнюю Викторию. Есть все основания полагать, что глава Кремля использовал свои связи в родном Санкт-Петербурге, чтобы забрать малышку из одного из 42 детских домов города. Занимающийся вопросами усыновления чиновник городской администрации сообщил, что закон был соблюден самым тщательным образом.
В России усыновление зачастую представляется темным делом. Без взяток или связей ничего не получится. В стране, по официальным данным, 710 тыс. сирот. Каждый год от 14 до 15 тыс. детей находят приемных родителей.
Если в 1992 году иностранцы усыновили лишь 678 детей (граждане России - 13942), то в прошлом году иностранцы впервые вышли на первое место: 7852 усыновлений против 7331.
Депутаты Государственной думы недавно обратились к премьеру Фрадкову с просьбой усилить контроль за иностранцами, усыновляющими российских детей. Повод: начиная с 1996 года 12 детей из России погибли по вине своих не справляющихся с трудностями американских приемных родителей.
Ситуация в большинстве российских детских домов напоминает катастрофу. Дети лежат прикованными к постели, ни с кем не общаясь, постельное белье меняют раз в неделю, иногда реже. Усыновление, если ребенок попадает в хорошие руки, зачастую является спасением.
Процесс усыновления в России - это бизнес для посредников, чиновников и судей, которые требуют взяток. Примерно 25 тыс. долларов будущие родители должны заплатить одному из 80 агентств-посредников, которое урегулирует формальности.
Доля немцев среди усыновителей в России незначительна. Первое место занимают американцы (72 процента). В Германию уезжает менее 1 процента всех усыновленных детей.
Российский журналист Дмитрий Воронин рассказал, как он и его жена усыновляли ребенка. Через знакомых знакомых, при помощи купленных медицинских заключений, коробка конфет там, взятка тут, короче говоря, ребенок "стоил" им 3000 долларов, в то время как официально жена заплатила 35 рублей в сберкассу за судебный бланк.
Действовать официально почти невозможно. Будущие родители должны предоставить 70 различных документов в двойном экземпляре, нотариально заверенные и с апостилем. И все равно чиновник скажет, что правила неожиданно поменялись. Поиск ребенка начинается - так хочет государство - в банке данных. Там содержится информация о 150 тыс. детей. Кто выбрал, может подать заявление. Более легкий путь другой: родители и агентство ищут желанного ребенка в детских домах. Спросом пользуются дети до трех лет, в основном предпочитают девочек.
Российское министерство образования раздражает то, что социальные службы за границей якобы не выполняют своих обязательств по контролю за новой семьей ребенка. Именно германские власти, говорится в документе под названием "Усыновление в России. Состояние и проблемы", лишь изредка выполняют свои обязанности и направляют регулярные отчеты.