В 1982 году Радван Мизаал Али открыл маленькое бюро похоронных услуг. Теперь у него шесть бюро, и его бизнес процветает. "Как только начинают бить боевые барабаны, наш бизнес преуспевает еще больше", - говорит он, потягивая кальян в одном из своих учреждений.
Он предлагает скорбящим семьям весь спектр услуг для полноценного ритуала: стулья для плакальщиков, кассеты и громкоговорители для трансляции стихов Корана, чаши для традиционных блюд и электрогенератор - все это за 100 долларов в день.
Все представители этой индустрии - от гробовщиков до профессиональных плакальщиков, которые стонут и рыдают во время церемоний, - переживают бум в результате насилия в Багдаде.
Согласно существующей в Ираке мусульманской традиции тело должно быть захоронено как можно быстрее, по возможности, в день смерти. Однако традиция требует также трехдневного оплакивания. Семьи снимают шатер неподалеку от дома усопшего и приглашают родственников. В последний день оплакивания хозяева устраивают пышный пир для всех.
По данным ООН, в мае и июне погибло почти 6 тысяч человек, а в багдадские морги за последний месяц поступило около полутора тысяч человек, погибших насильственной смертью. Когда стало погибать все больше людей, гробовщик Аббас Хусейн Мохаммед открыл новую лавку, чтобы удовлетворить растущий спрос. "Наш бизнес процветает день ото дня, с каждой противопехотной миной или автомобильной бомбой и с участившимися убийствами на религиозной почве, - говорит он, демонстрируя свои изделия в магазине на улице Хайфа в Багдаде. - Во времена Саддама мы продавали всего один-два гроба в день по цене от 5 до 10 долларов". Теперь он делает в среднем 10-15 гробов в день, причем каждый из них стоит около 50 долларов.
Профессиональная плакальщица, 50-летняя Ум Алаа ходит на похороны, чтобы добавить церемонии эмоциональности. Сейчас она обучает одну из своих шести дочерей, желая видеть ее своей помощницей. "Я не могу обслужить больше трех похорон в день", - говорит она по телефону из Садр-сити, шиитского укрепления в Багдаде, готовясь к очередным похоронам. За каждые похороны она берет 50 долларов. "Растущий спрос на мои услуги создает у меня впечатление, что моя страна скоро останется без людей".