Во вторник российская Генпрокуратура объявила о возбуждении уголовного дела по обвинению в отмывании денег и присвоении имущества против Стивена Тиди, американского экс-президента терпящей бедствие нефтяной компании ЮКОС, и трех других иностранных руководителей компании.
Таким образом, впервые это расширяющееся и нагруженное политической мотивацией расследование относительно ЮКОСа и его основателя, заключенного в тюрьму магната Михаила Ходорковского, нацелилось на западных руководителей. Они сопротивлялись попыткам государственной нефтяной компании "Роснефть" довести ЮКОС до банкротства и захватить его активы.
Прокуратура утверждает, что Тиди и другие менеджеры, используя фонд в Нидерландах, незаконно получили контроль над активами ЮКОСа стоимостью в 10 млрд долларов. Кроме него, обвинения выдвинуты против Брюса Мизамора, бывшего руководителя дочернего предприятия Yukos Finance; Дэвида Годфри, специального советника по управлению компанией; и Тима Осборна, директора Group Menatep, крупнейшего акционера ЮКОСа.
Эти четверо, "используя свое служебное положение, похитили и легализовали вверенное им чужое имущество, чем причинили особо крупный ущерб собственнику - расположенному на территории РФ открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "ЮКОС", гласит заявление Генпрокуратуры, опубликованное на ее сайте в четверг.
Заявление о начале расследования прозвучало сразу после того, как конкурсный управляющий ЮКОСа проиграл иск в голландском суде, в котором он пытался помешать продаже иностранных активов ЮКОСа для возмещения долгов кредиторов без его одобрения. Среди тех, кто требовал возмещения в голландском суде, - подразделение Group Menatep, а также "Роснефть".
Голландский фонд, созданный с разрешения голландского суда, стал держателем активов ЮКОСа, не подпадающих под юрисдикцию российских властей. Он был задуман для защиты интересов кредиторов, в том числе Group Menatep.
В заявлении российской Генпрокуратуры утверждается, что этот фонд был не более чем схемой для обогащения четырех руководителей, которые назначили сами себя директорами фонда. Однако у голландского фонда есть много руководителей, не связанных с ЮКОСом, которых российские власти не обвиняют. Суд Нидерландов продолжает анализировать деятельность фонда.
"ЮКОС под руководством Стивена Тиди и его команды всегда управлялся честно и в полном соответствии с национальными и международными законами о надлежащем управлении, - говорит Клэр Дэвидсон, пресс-секретарь бывших руководителей ЮКОСа. - Утверждать обратное - неправильно".
Московский суд в этом месяце объявил ЮКОС банкротом и вынес вердикт о его ликвидации, несмотря на возражения менеджеров, которые говорили, что компания - сломленная требованиями со стороны российских властей возместить налоговые недоимки на сумму 30 млрд долларов - может быть спасена. Адвокаты ЮКОСа сообщили, что намерены подать апелляцию.
"Роснефть" и другие кредиторы отклонили план по спасению компании и потребовали ее расформирования. Назначенный судом управляющий в четверг также подтвердил, что Мизамор и Годфри были уволены в свете банкротства.
В прошлом месяце Тиди подал в отставку после того, как лондонский суд отказался остановить размещение акций "Роснефти", которая ранее приобрела основное производственное подразделение ЮКОСа на аукционе. По утверждению ЮКОСа, этот аукцион можно приравнять к санкционированному грабежу. Тиди сказал также, что назначенный судом управляющий сильно занижает стоимость ЮКОСа, стремясь как можно скорее ликвидировать компанию.
ЮКОС все еще добывает почти полмиллиона баррелей нефти в день, имея 70 тысяч сотрудников.
Тиди и другие представители руководства управляли компанией из Лондона, и Генпрокуратуре РФ потребовалось бы просить об их экстрадиции. Британские суды в прошлом отказывали России в экстрадиции сотрудников ЮКОСа, проживающих в Лондоне, прислушавшись к аргументам их адвокатов, что дело против компании имеет политическую окраску и что суд над ними в Москве едва ли будет справедливым.
Ходорковский, основатель компании, отбывает восьмилетний срок за мошенничество и уклонение от уплаты налогов по решению суда, которое, по словам сторонников Ходорковского, было политически мотивированным и связанным с тем, что политические амбиции этого человека представляли угрозу для авторитета президента Владимира Путина.
В четверг утром другой московский суд приговорил бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа к 24 годам лишения свободы за соучастие в заказных убийствах. Алексей Пичугин уже отбывал 20-летний срок за двойное убийство. "Мы подадим апелляцию, - говорит адвокат Пичугина Георгий Каганер. - Мы убеждены, что это решение незаконно и несправедливо".
Пичугина обвинили в заказном убийстве мэра Нефтеюганска и предпринимательницы, а также в нескольких покушениях на убийство. Еще один сотрудник Ходорковского, Леонид Невзлин, проживающий в Израиле, также объявлен в розыск по обвинениям в убийствах. Он отрицает эти обвинения.