Словесная война вокруг Грузии и Польши выходит из-под контроля
Кирил Коннолли во "Врагах обещаний" ("Enemies of Promise") вспоминал лето 1938 года как "время, когда началась война, и осколок стекла предал лес мстительному солнцу". Мстительным солнцем тогда была гитлеровская Германия, а осколками стекла, соответственно, рейнский, чешский, данцигский и польский кризисы. Сегодня, хотя мир далеко ушел от надвигавшейся на него в те годы катастрофы, напрашивается несколько тревожных аналогий. Особенно в связи с тем, что язык международной дипломатии (сначала по Грузии, теперь по Польше) грозит выйти из-под контроля, охватывая все новые и новые страны и вовлекая Россию и США в опасный водоворот взаимных угроз.
Как заявила в пятницу российская сторона, Польше в дальнейшем следует иметь в виду, что на нее теперь нацелены ядерные ракеты. Этим заявлением была открыта новая сфера в словесной полемике двух миров, ранее сводившейся к спорам вокруг Южной Осетии. С учетом резкого неприятия Польшей господства России, эту наглую попытку запугать суверенное государство нельзя квалифицировать иначе как провокацию. Но как только Россия делает этот неожиданный выпад в сторону Польши, ставки повышает соседняя Украина: на следующий день президент Виктор Ющенко вступает в спор с угрозами аннулировать договор аренды крымского порта Севастополь, если российские корабли вступят в грузинский конфликт.
Если Ющенко таким образом хотел разрядить обстановку в отношениях с Россией, то никакого позитивного эффекта его шаг не принес. Стремление Украины к вступлению в НАТО беспокоит Кремль, который и так страдает неврозом по поводу своего окружения. Учитывая хрупкость перемирия, установившегося на Украине между пророссийскими и проевропейскими силами, а также сильные пророссийские настроения, царящие в Крыму, угрозу Ющенко следует признать опасным шагом и во внутриполитической сфере - причем для него самого. Если какой-нибудь регион и претендует на роль очередного осколка стекла, по Коннолли предающего сухой как спичка лес солнцу, то это Крым.
Что делать? Лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, очевидно, полагает, что нужно отвечать ударом на удар. Бросаясь в распростертые объятия воюющего грузинского лидера Михаила Саакашвили, он выражает одобрение обреченной на поражение экспедиции в Южную Осетию и призывает ввести против России ряд санкций. У этого учения, согласно которому России следует "преподать урок", много сторонников по обе стороны Атлантики. Но опасность в том, что "лес" Восточной Европы становится все суше и пожароопаснее, и резко возрастает вероятность того, что один из камней преткновения между Востоком и Западом вызовет кризис где-нибудь еще.
Разумеется, когда Россия прибегает к ядерным угрозам, чтобы отговорить Польшу от присоединения к натовской системе ПРО, ей необходимо дать отпор: на сегодняшний день позиция Польши по этому вопросу ясна уже на протяжении нескольких лет, и подобные заявления выглядят смехотворно. Польша как член НАТО и Евросоюза больше не принадлежит к российской сфере влияния. Это же касается и стран Балтии, чью свободу постыдным образом разменяли 60 лет назад в Ялте. Склонность Кремля к запугиванию небольшой Латвии и особенно Эстонии не должна остаться без реакции, возможно - более жесткой, чем прежде.
Но вместе с тем, есть основания утверждать, что нам необходимо взять тайм-аут, подумать и перестать отвечать ударом на удар. Нужно остановить эту цепную реакцию, которая заставляет все новые страны ввязываться в спор вокруг Южной Осетии, и придать последнему новое направление.
Есть опасность позабыть, что главная задача в сложившейся ситуации - уладить конфликт (и остудить головы) в Грузии и ее спорных анклавах, а это значит - поддержать выработанное при посредничестве Франции соглашение о прекращении огня и призвать Россию и Грузию соблюдать условия этого документа.