Придет время, когда ход событий и ответственность сторон можно будет установить бесспорно и непредвзято: недели провокаций и перестрелок вдоль линии, отделяющей Южную Осетию от остальной Грузии; безрассудное военное вторжение Грузии в мятежную провинцию в ночь с 7 на 9 августа; жесткий и несоразмерный ответ российских войск, вытеснивших маленькую грузинскую армию из Южной Осетии и выгнавших ее из Абхазии - другой сепаратистской провинции, где она вновь закрепилась в 2006 году, - а затем оккупировавших часть остальной грузинской территории.
В условиях разгула насилия стояли более неотложные задачи: с самого начала военных действий Франция и Европа предприняли полномасштабную дипломатическую миссию. Главным приоритетом было прекращение огня с целью положить конец страданиям мирных жителей и разрушениям. Еще надо было создать условия для того, чтобы перемирие приняли и русские, и грузины. Вопреки мнению многих, прочивших нам провал, мы вместе с Бернаром Кушнером решили отправиться в Москву и Тбилиси 12 августа, вооружившись предложениями с целью убедить русских, что сейчас самое время заставить замолчать орудия, а грузин - что продолжение войны принесет им еще большие потери. Продолжительные встречи, которые мы провели с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным днем в Кремле и с Михаилом Саакашвили ночью в Тбилиси, позволили, наконец, достичь согласия двух сторон с планом выхода из кризиса, состоящим из шести пунктов.
Этот план не решил все вопросы. Но не в этом была его цель. Однако он закрепил согласие сторон на прекращение огня. Его подписание президентами Медведевым и Саакашвили и мной от имени Европейского союза делает возможным отход российских войск на исходные позиции на момент начала военных действий, в чем меня заверил президент Медведев.
Этот вывод войск необходимо осуществить немедленно. Этот пункт, с моей точки зрения, не подлежит обсуждению. Это касается всех российских войск, вошедших в Грузию, начиная с 7 августа. Если эта статья соглашения о перемирии не будет выполнена быстро и в полном объеме, я буду вынужден созвать чрезвычайное заседание Совета Европы, чтобы сделать соответствующие выводы.
Помимо вывода войск, предстоит еще многое сделать для долгосрочной стабилизации ситуации. Резолюция Совета Безопасности ООН должна закрепить первые достижения, придав им всеобщую юридическую силу. Необходимо создать международный механизм, чтобы разделить конфликтующие стороны и удостовериться, что они выполняют свои обязательства. Международное сообщество должно мобилизоваться, чтобы прийти на помощь населению, вынужденному покинуть свои дома, и помочь Грузии справиться с разрушениями. Мы должны также решить, было ли вторжение России к грузинскому соседу единовременным жестким и чрезмерным ответом или оно свидетельствует о новом ужесточении позиции Москвы по отношению к своим соседям и всему международному сообществу, что неизбежно повлияет на ее отношения с Европейским союзом. Россия должна осознать, что к ней будут больше прислушиваться и уважать ее точку зрения, если она внесет ответственный и конструктивный вклад в урегулирование проблем нашего времени.
Но уже сейчас мы можем извлечь из этого кризиса один урок: Европейский союз оказался на высоте. Европа с самого начала действовала на передовой, чтобы урегулировать этот новый конфликт на европейской почве, третий с момента падения Берлинской стены после войны в бывшей Югославии в начале 1990-х и в Косово в конце того десятилетия. На первом этапе урегулирования нынешнего кризиса участие Европы оказалось решающим: именно Евросоюз в лице Франции открыл дорогу дипломатическому решению, быстро предложив разумные условия прекращения огня и сделав политическую цену продолжения войны чрезмерной для обеих сторон. Наши усилия принесли первые результаты потому, что Европа, несмотря на некоторые различия в тональности, не замкнулась в простом осуждении. Предпочтя действия и переговоры проклятиям и простому осуждению, Европа сумела восстановить позитивное соотношение сил с Россией и донести до нее свою точку зрения. Когда дом охвачен пожаром, главное - потушить огонь. Европа тем самым доказала, что она способна на многое, когда руководствуется сильной политической волей.
Второй урок, достойный упоминания: если бы находящееся в процессе ратификации Лиссабонское соглашение уже действовало, Европейский союз имел бы институты, необходимые для урегулирования международного кризиса: постоянного председателя Совета Европы, действующего в тесном сотрудничестве с наиболее заинтересованными главами государств и правительств ЕС; верховного представителя, имеющего в своем распоряжении настоящую европейскую дипломатическую службу и значительные финансовые средства для того, чтобы совместно со странами-членами союза обеспечить выполнение принятых решений.
Итак, я пребываю в уверенности, что главная задача Европы - защитить европейцев. Именно это мы сделали, приложив все усилия для разрешения этого конфликта, последствия которого могли бы оказаться катастрофичными, стань он провозвестником новой холодной войны.