Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 августа 2008 г.

Морин Дауд | The New York Times

Россия - не Ямайка

Америка снова в холодной войне, а Буш снова в отпуске.

Пугающее совпадение?

После восьми лет в президентском кресле наивность Буша осталась при нем. Он покинет свой кабинет точно так же, как вошел в него - игнорируя реальность; не в силах предвидеть и предотвращать бедствия или хотя бы готовиться к ним; неверно истолковывая сводки разведслужб; ошибаясь в людях. Борьба с кризисом в исполнении Буша, как и раньше, приведет к его углублению по экспоненте.

469 дней из своего президентского срока он провел, отдыхая у себя на ранчо, и 450 дней - выкидывая коленца в Кэмп-Дэвиде. И у него еще остается время проскочить очередную историческую катастрофу на горном велосипеде.

В пятницу, когда российские войска продолжали хозяйничать в отдельных частях Грузии, президент Буш сурово пожурил российских лидеров: "шантаж и запугивание неприемлемы в качестве инструментов ведения внешней политики в XXI веке". И улетел в Кроуфорд.

Возможно, его слова имели бы больше веса, если бы они с Чейни и Рамми сами не начали XXI век с неуклюжего шантажа и запугивания планетарного масштаба по примеру марша Шермана, который в свое время прошелся по другой Джорджии (одна из военных операций Гражданской войны в Америке - т.н. "марш Шермана к морю" - началась в конце 1864 года в Атланте, штат Джорджия. Название этого штата пишется как название Грузии. - Прим. ред.).

Никто и не сомневался, что этот верховный предводитель болельщиков будет как ребенок скакать в Пекине вместе с одетыми в бикини волейболистками, - а возрождающаяся "Империя зла" тем временем отправляла в свою бывшую республику танковые колонны (раздразнив медведя, Грузия совершила ошибку).

Если бы только Буш отнесся к остатку своего президентского срока с той же серьезностью, с какой он относится к своим спортивным экзерсисам.

В 1999 году, в начале первой избирательной кампании Буша, я брала у него интервью, и он сказал тривиальную вещь: "Мне кажется, в центре внимания будут Россия и Китай".

Но после событий 11 сентября он позволил Чейни, Рамми и неоконсерваторам одурачить себя и вовлечь в деструктивную одержимость Ираком. Пока обескровленная Америка буксовала на месте, Китай и Россия крепли. Китай скупил в Америке столько, что выведи китайцы свои инвестиции с нашего внутреннего рынка, страна превратилась бы в дохлую пекинскую утку. Россия же из страны обездоленных эволюционировала в государство миллионеров - и все из-за нашего пристрастия к нефти.

В легкомысленном путешествии Буша на Олимпиаду сильнее всего раздражало то, что в правительстве явно недооценивают темпы роста Китая как сверхдержавы - и (благодаря никчемной внешней и экономической политике нынешней администрации) затухания Америки. Как будто бы Китай превратился в США, а США - в Европу. Как и Россия, Китай идет агрессивным авторитарным курсом, а американские поучения (в том числе и бесхребетную критику Буша, которую он высказал по дороге в Пекин - на пир по случаю возвышения Китая) игнорирует.

Хотя Буш в 1999 году сам предсказывал, что от России и Китая будет многое зависеть в сфере глобальной безопасности, он так и не потрудился изучить эти страны. В 2006 году, на саммите G8 в Санкт-Петербурге (Россия), микрофон случайно зафиксировал обрывок глупых речей Буша, обращенных к главе КНР Ху Цзиньтао.

"Вы соседи, - сказал Буш. - Вам отсюда до дома недалеко. Сколько вам лететь до дома? Восемь часов? Мне тоже. Россия большая страна, и Китай - тоже большая страна".

Президент Буш и его "эксперт" по России - Конди Райс - с самого начала выстраивали свои отношения с Россией неправильно. Буш разглядел "заслуживающую доверия" душу в востроглазом агенте КГБ, который и часа в своей жизни не был хорошим парнем. Теперь же его компания, не в силах с этим ничего поделать, хорохорится, что агрессия России, как выразился Чейни, "не должна остаться без ответа" (Еще один эксперт Буша по России - Роберт Гейтс - как всегда оказался единственным, кто высказал здравую мысль. Он заявил: "Применение Америкой вооруженной силы в данной ситуации представляется мне бесперспективным").

Допустим, администрация Буша испытывает к Грузии нежную привязанность, потому что та отправила 2 тыс. своих солдат в Ирак в составе коалиционных сил и потому что "Поппи" Буш и Джеймс Бейкер были близки к первому президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе.

Однако с учетом крайнего военного и морального истощения, в котором пребывает эта страна, Буш и его команда едва ли могут запретить российским властям делать то, что они сами проделывали в Ираке: в одностороннем порядке и вопреки воле всего мира вторгаться в страну, чтобы до смерти напугать местных лидеров, которые им не по нраву.

И тут Джордж и Кондолиза неожиданно очнулись и поняли, насколько ужасен Владимир. В пятницу на пресс-конференции с участием Райс президент Грузии Михаил Саакашвили упрекнул Запад в том, что тот позволил России возвратиться к своим репрессивным методам.

"К несчастью, сегодня мы столкнулись со злом лицом к лицу, - сказал он. - И сегодня это зло очень сильно, очень злобно и очень опасно - для всех, не только для нас".

Как выразился подготовивший множество материалов о России Майкл Спектер, который пишет для журнала New Yorker: "Был непродолжительный пятилетний период, когда мы могли перестать относиться к России как к Ямайке - но теперь он закончен. Теперь придется воспринимать их как взрослых, у которых больше ядерных боеголовок, чем у кого-либо кроме нас самих".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru