Путин считает самой большой катастрофой ХХ века развал СССР. И пытается повернуть все вспять, по крайней мере, частично
В субботу шеф Кремля Дмитрий Медведев подписал план из 6 принципов по урегулированию конфликта в Грузии. Россия обязуется вывести свои войска с территории Грузии и восстановить статус-кво, существовавший до начала вооруженного конфликта. Однако до сих пор российские войска все еще находятся на территории Грузии. Как заявил в воскресенье представитель российского министерства обороны, решение о выводе подразделений 58-й армии Северо-Кавказского военного округа и воздушно-десантных войск с территории Южной Осетии будет принято в соответствии со стабилизацией положения в регионе. Вскоре после этого президент Медведев заявил о выводе войск, намеченном на этот понедельник.
Тактика затягивания будет продолжаться еще некоторое время, поскольку именно на время Россия и делает ставки. Опьяненная победой Москва в настоящее время не особенно заботится о соблюдении каких-либо договоренностей. Причина этой тактики затягивания лежит на ладони. Различные властные центры в Москве еще не договорились о том, достигнута ли истинная цель войны. Отвод войск добавил бы Москве немного веры со стороны международного сообщества. Однако традиционалистам и сторонникам жесткой линии из спецслужб это неважно. Они уже давно выступают за то, чтобы снова изолировать Россию от Запада. Полагая, что сей факт гарантирует им неограниченную власть на долгие годы вперед.
Одной из военных целей этой фракции было лишение власти президента Грузии Михаила Саакашвили. Однако непредсказуемый сорвиголова еще крепче сидит в седле после вступления российских войск на территорию Грузии. Если Запад после вывода российских войск великодушно предоставит помощь на восстановление, это запишут на счет президента.
Если Россия оставит свои войска в сердце страны, это неминуемо приведет к дестабилизации режима в Тбилиси. Далеко не с восторгом в России относятся к инициативе Запада о проведении переговоров относительно размещения миротворцев в мятежных грузинских регионах. Это не только противоречит российским интересам; Москва в таком случае лишится завоеванного военного трофея и несмотря на победу останется с пустыми руками.
Вряд ли общество позитивно оценит подобную пиррову победу, особенно если учитывать тот факт, что Россия в настоящее время переживает фазу раздутого национального самосознания. Более двух третей населения страны поддерживают военную кампанию Москвы и считают приемлемой аннексию Южной Осетии.
Наблюдатели в Москве оценивают войну как знак того, что фракция силовиков, представителей всех оборонных ведомств и структур от спецслужб до армии, все-таки стала верховной силой в Москве. До сих пор третейским судьей между противоборствующими фракциями выступал Владимир Путин, который и гарантировал определенный баланс. В недавнем конфликте, похоже, нынешний премьер встал на сторону воинствующей фракции. Для этого существует много причин: бывшего шефа Кремля с Саакашвили связывает библейская ненависть. Кроме того, Путин не может смириться с развалом Советского Союза, который, по его собственным словам, стал "крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века".
В этом конфликте впервые на поверхность всплыли отличия во взглядах шефа Кремля Медведева и его ментора Путина, которые с мая правят страной в тандеме. Это подтверждают даже такие идеологи, как прокремлевский пиар-стратег Сергей Марков: "Думаю, что некоторые разногласия существуют. Но они никогда не допустят того, чтобы разногласия всплыли на поверхность".
Но избежать этого полностью не удастся. В то время как Путин демонстративно прибыл в Северную Осетию и встретился с беженцами, а кремлевские представители и дипломаты еще во вторник говорили о деле, которое должно быть "доведено до логического конца" - другими словами, смещение строптивого Саакашвили - президент Медведев огорошил всех известием о том, что президент Франции Николя Саркози и он разработали план перемирия. Политический наблюдатель Александр Рыклин цитирует в интернет-издании "Ежедневный журнал" источник из окружения кремлевской администрации, который также указывает на очевидные разногласия. По его словам, сегодня можно говорить о серьезных разногласиях между президентом и премьером, касающихся дальнейших действий на Кавказе. С самого начала операции президент не планировал выходить за рамки миротворческой миссии в Южной Осетии.
Однако в какой-то момент его окружение обрушилось на него, убеждая в "логике войны" и неожиданных возможностях реализации "важных геополитических задач". Медведев, скорее всего, указывал на серьезные внешнеполитические последствия, большие потери и недостаточную подготовку военной операции.
Можно ли утверждать, что Дмитрий Медведев - "голубь мира", а Владимир Путин - "ястреб"? Подобная картина соответствует желанию Запада после того, как Путин назначил Медведева в декабре своим преемником. Но это не соответствует сути проблемы. В стилистическом плане Медведев передвигается в другой лиге: он играет в поло, в то время как его окружение предпочитает мяч для игры в итальянскую лапту. Он является таким же заложником великодержавного мышления, как и остальные представители политической верхушки. Тактика затягивания после подписания Медведевым мирного плана лишь подчеркивает предположения о том, что шеф Кремля - не хозяин в доме.
Тот, кто хочет мира на Кавказе, должен напрямую обращаться к Владимиру Путину. Реальная расстановка сил отражается и в восприятии реальности российскими СМИ. Недавно Медведев отметил свои первые 100 дней нахождения у власти в качестве президента, а Путин, соответственно, - 100 дней в качестве премьера. Последнего чествовали по полной программе, шеф Кремля был вынужден довольствоваться остатками.
У Медведева еще нет реальной власти - в этом ничто не изменится и в ближайшем будущем. Поскольку после конфликта на Кавказе неуместным оказывается остававшийся до сих пор вопрос о том, как Россия будет обращаться с новой моделью двойного центра. Путин не дает вырвать из своих рук бразды правления.
Все это может сделать российскую политику опасной и непредсказуемой. Руководящая верхушка силовиков выдает свои собственные интересы за национальные. Их политика следует тактическому умыслу получения выгоды, а не стратегическим интересам. Поскольку именно это на фоне нестабильной ситуации на Северном Кавказе способствовало бы миру во всем регионе.