Английский писатель и сегодня уверен в том, что истории об агенте 007 не следует относить к "шпионской литературе", пишет корреспондент в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Теперь, когда звезда Джеймса Бонда катится к закату, фразу Джона Ле Карре можно воспринимать как предсказание. В архивах ВВС обнаружилось интервью, которое автор "Шпиона, вернувшегося с холода" дал в 1966 году. В те времена слова писателя звучали диссонансом, но теперь, когда съемки последнего фильма о шпионе остановлены, они воспринимаются как предупреждение. 007 из романов Яна Флеминга был для Ле Карре "гангстером-неофашистом", человеком, находящимся вне политического контекста. Не менее жестким было и мнение о его приключениях с точки зрения литературы: "Думаю, большая ошибка - включать Бонда в литературу о шпионаже", - таким было заключение писателя, пишет издание.
Интервью прозвучит на ВВС на будущей неделе и, видимо, вновь подогреет неутихающую дискуссию о важности саги об агенте 007. Между романами Яна Флеминга и Джона Ле Карре постоянно идет война: очаровательного Джеймса Бонда все время сравнивают с немолодым Джорджем Смили. Но своей популярностью секретный агент в большей степени обязан фильмам, а не романам Флеминга. Но и в этой сфере Джордж Смили оказался более удачливым, чем Бонд: съемки 23-го фильма о Бонде были остановлены по причине финансовых проблем компании Mgm, пишет автор статьи.
Отвечая на вопросы журналистов о жестком мнении, высказанном Ле Карре 44 года назад, писатель сегодня лишь отчасти смягчил свои утверждения: "Сегодня я буду не столь суровым в оценках, потому что мы упустили из виду книги и сконцентрировались на фильмах. В 1966 году я знал, что писал правду в "Шпионе, вернувшемся с холода", и не переносил все эти фантазии Флеминга". Писатель продолжил: "В основе персонажа Бонда есть что-то неофашистское и глубоко материалистическое. Складывалось впечатление, что он переживал одни и те же приключения, но в разных контекстах, при условии, что он мог там найти красивых девушек и хорошо приготовленные коктейли с Martini".
"Это не новая критика в адрес агента 007, обвинявшегося еще в начале 50-х годов в насилии, мужском шовинизме, чрезмерной сексуальности, расизме и антикоммунизме", - пишет автор статьи.