Почему употребление забытого географического названия Владимиром Путиным полно недобрых намеков
Обозреватель Foreign Policy Кристиан Кэрил рассказывает, что несколько дней назад в Одессе он расспрашивал одного из организаторов движения "Антимайдан" Егора Кваснюка, чего добиваются пророссийски настроенные украинцы: выхода из состава Украины? Присоединения к России?
"Нет, объяснил Кваснюк, для ориентированных на Россию регионов Украины будет гораздо логичнее объединиться в новую страну - страну, которую он назвал Novorossiya", - пишет автор. "С населением в 20 млн человек, промышленностью, ресурсами. По европейским меркам, это уже страна хорошего размера", - мечтал Кваснюк.
Слово "Новороссия" было Кэрилу знакомо, но только по историческим трудам: так в XVIII веке называли захваченные у Оттоманской империи земли на черноморском побережье.
"В разговоре с Кваснюком я в первый раз услышал этот термин применительно к сценарию государственного строительства в XXI веке", - пишет обозреватель, уточняя, что 17 апреля Владимир Путин внезапно начал говорить о Новороссии в ходе своей ежегодной "прямой линии".
"Слухи о гуляющих по Кремлю картах разделенной подобным образом Украины ходили давно, - говорится в статье. - Хотя, может быть, это всего лишь хитрая дезинформация, сфабрикованная для того, чтобы Запад терялся в догадках?"
Кэрил отмечает, что Россия уже отрепетировала "новороссийский вариант", правда в меньшем масштабе, в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье.
Так, Москва использует Приднестровье, чтобы создавать всевозможные проблемы для Молдавии, которую хочет удержать в своей орбите. "Вот лишь один пример, говорится в статье: Россия разрешает приднестровцам совершать отъем газа из пролегающего по их территории российского трубопровода. А счет Москва выставляет молдавскому правительству, которому приходится разбираться с долгами".
"Однако независимой Новороссии подобные ухищрения, быть может, и не понадобятся. Самим фактом своего появления это образование одним ударом сократит население и экономическую мощь Украины вдвое. То, что останется, потеряет все выходы к морю и большую часть тяжелой промышленности", - поясняет журналист.
Теоретически можно предположить, что Россия предпочтет предоставить Новороссию самой себе, но де-факто под контролем дружественных Москве олигархов. "В любом случае, эта идея привлекает не только размахивающих оружием "зеленых человечков" Восточной Украины, - признает автор. - Ранее на этой неделе пророссийские активисты объявили о создании "Одесской народной республики" - это может стать первым шагом к осуществлению идеи о Новороссии. Пока что новое формирование остается скорее порождением интернета, чем политической реальностью".
Сам Кваснюк полагает, что слишком тесно сближаться с Россией не стоит: вполне достаточно быть хорошими друзьями Москвы. Если Киев станет сопротивляться, нужно просто попросить русских о помощи и "они пришлют миротворцев".
"Почему бы и нет? Такое уже бывало", - соглашается Кэрил.