Новый виток напряженности в российско-британских отношениях
Разногласиям предстоит еще выплеснуться на улицу: кремлевская молодежная организация "Наши" угрожает проведением "массовых акций" перед британским посольством. С тех пор как на прошлой неделе российские власти постановили к концу года закрыть в России региональные отделения Британского совета, отношения между Лондоном и Москвой снова вошли в острую фазу. Британский премьер-министр Браун назвал запрет "совершенно неприемлемым", а британский посол в Москве Энтони Брентон сообщил, что отделения в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге продолжат свою работу, ибо, объявив о закрытии, Россия нарушает положения международного права.
Против этого собираются выступить "Наши", которые уже давно причислили Брентона к врагам России. После того как летом 2006 года он показался на учредительном съезде оппозиционного движения "Другая Россия", активисты кремлевского молодежного движения несколько месяцев преследовали его во время любых передвижений по городу. Приближение объявленных акций ощущалось уже на прошлой неделе, когда к посольству были стянуты "Наши" с транспарантами, на которых красовались портреты Брентона с подписью "Лузер" и требованием об его отзыве из Москвы.
Поначалу предписание о закрытии отделений Британского совета обосновывалось тем, что англичане нарушили российское законодательство, организовав за последние годы без разрешения около полутора десятков региональных филиалов. Текущие переговоры по соглашению о работе культурных центров должны быть остановлены. Однако затем российский министр иностранных дел Сергей Лавров открыто заявил, что речь идет о "возмездии": филиалы будут закрыты в ответ на недружелюбное поведение Великобритании, которая этим летом прекратила сотрудничество с ФСБ и тем самым нанесла удар по борьбе с международным терроризмом.
Причина подобного решения британцев кроется в том, что Москва отказывает им в выдаче основного подозреваемого в убийстве Литвиненко, бывшего секретного агента Андрея Лугового. Следственные органы Великобритании подозревают Лугового в том, что в ноябре прошлого года в Лондоне он отравил противника Путина и бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко радиоактивным полонием-210. Газета Guardian пишет, что неофициальным путем Россия предложила оставить Британский совет в покое - бог с ними, с мнимыми правонарушениями - если британцы прекратят следственные действия в отношении Лугового. Разумеется, шансы на успех подобной торговли были невелики. Ведь Лондон более чем раздосадован, ведь политический эмигрант, который находился под защитой Соединенного Королевства, был убит посреди Лондона и к тому же из-за внутрироссийских политических интриг опасности подверглись ни в чем не повинные британцы. Пианисту из лондонского гостиничного бара, где Литвиненко выпил чай с полонием, врачи пророчат не очень веселое будущее: позже он пил из той же, уже вымытой "полониевой чашки" Литвиненко.
Меж тем Андрей Луговой пытается изображать несгибаемого российского борца с Западом. В российских СМИ он утверждал, что филиалы Британского совета служили нуждам английской разведки. Ранее Луговой уже обвинял в убийстве британские спецслужбы и Бориса Березовского, российского олигарха в изгнании, проживающего в Лондоне, и говорил, что на них лежит вина за смерть Литвиненко - хотя, по его словам, жертва тоже сотрудничала с британскими спецслужбами, прорабатывая операцию против России.
Тот факт, что Великобритания предоставила убежище Березовскому и нескольким чеченским политикам, осложнил британско-российские отношения еще до убийства Литвиненко. Они не улучшились даже тогда, когда концерн Shell, возглавлявший консорциум по разработке большого проекта по добыче нефти и газа на Сахалине, в конце 2006 года был вытеснен оттуда "Газпромом" и когда в прошлом году компания British Petroleum была лишена ведущей роли в разработке огромного Ковыктинского месторождения природного газа.
По сути, в нынешнем споре речь идет о сохранении под британским управлением и в соответствии с британскими представлениями только отделений Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Остальные региональные филиалы после того, как осенью русские потребовали, чтобы те располагались вне консульских учреждений и ни при каких условиях не претендовали на дипломатический иммунитет, без всяких условий должны быть переданы местным партнерам. Московское отделение пока не трогают даже русские.
Британский совет открыл свое представительство в Москве уже в 1945 году. Тогда на Темзе Сталина еще называли Дядюшкой Джо и в какой-то степени считали добрым военным союзником. Ледяное дыхание холодной войны позаботилось о том, что двумя годами позже отделение Британского совета в Москве было на долгое время закрыто. Новой холодной войны, скорее всего, не предвидится. Британо-российские экономические отношения, несмотря на периодически проскальзывающий пессимизм, процветают, а российские предприятия уже давно потянулись на Лондонскую биржу. Начальник российского Генерального штаба Юрий Балуевский пообещал в конце прошлой недели, что русские сделают все, дабы предотвратить новое политическое похолодание. Но он не обещал, что Москва откажется от булавочных уколов.