Свежие данные разведки по Ирану дают России и Китаю зеленый свет для инвестиций в эту страну. Европа рискует проиграть
Не прошло и двух недель после резкой перемены мнения относительно ядерной программы Ирана, а влияние этого события чувствуется не только в службах разведки и МИДах ведущих стран мира. Китай и Россия, двое из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, уже продвинулись к тому, чтобы укрепить свои экономические связи с Исламской Республикой.
Через считанные дни после того, как Вашингтон обнародовал Оценку национальной разведки по Ирану, где говорилось, что Тегеран приостановил свою военную ядерную программу еще осенью 2003 года, обычно молчаливый посол Китая в ООН Ван Гуань вдруг заговорил. "Я думаю, что члены Совета Безопасности будут исходить из предположения, что теперь все по-другому", - заявил он.
Внезапно возродился крупный проект, связанный с иранскими нефтью и газом, интерес к которому государственная компания Sinopec проявила еще в 2004 году. 9 декабря Sinopec окончательно подписала соглашение на 2 млрд долларов о разработке огромного иранского месторождения нефти Ядаваран. Углеводороды Ядаварана будут направляться в Китай в виде сжиженного природного газа и нефти. 25 лет поставок обойдутся в 100 млрд долларов.
Несмотря на всю важность этой сделки, компания Sinopec так и не сделала по этому поводу официального заявления. Ее осторожность можно понять. Акции ее подразделения China Petroleum & Chemical представлены на фондовых биржах не только Шанхая и Гонконга, но и Лондона и Нью-Йорка. Учитывая, что против Ирана все еще действуют два набора (довольно мягких) санкций Совета Безопасности ООН, осторожная китайская компания решила не трубить о своей последней сделке с Тегераном.
Между тем иранский министр нефтяной промышленности, напротив, высказался весьма уверенно в интервью государственному иранскому радио. "Если другие страны намерены вкладывать в наши главные месторождения нефти и газа, им не стоит терять время, - сказал он. - В противном случае они, вне всяких сомнений, потеряют возможности для инвестиций в Иран".
Четыре дня спустя Россия, другой незападный постоянный член Совбеза, последовала примеру Китая. Она уладила свои длившиеся год разногласия по поводу платежей за атомную электростанцию, которую компания-монополист "Атомстройэкспорт" возводит возле иранского портового города Бушера.
Под предлогом задержки Ираном ежемесячных долларовых платежей за проект, "Атомстройэкспорт" замедлил строительство завода. На самом деле таким образом Москва пыталась заставить Тегеран сказать МАГАТЭ всю правду о своей ядерной программе.
Разрешение этого спора позволит теперь закончить этот проект на 800 млн долларов, начатый в 1995 году. Его завершение даст Ирану возможность обогащать уран для топливных стержней в промышленных масштабах.
Ранее, после длительных проволочек, президент России Владимир Путин дал добро на поставку ядерного топлива Бушерской АЭС. В конце ноября инспекторы МАГАТЭ осмотрели российский завод химических концентратов в Новосибирске, чтобы проверить и утвердить ядерное топливо для Ирана.
В свете этих событий нефтяные и другие компании Европы вряд ли могут позволить себе упустить возможности инвестиций, открывшиеся в Иране. Эта страна имеет вторые по величине запасы не только нефти, но и газа.