Введение моратория на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе не закрывает двери для дальнейших переговоров и не является шагом к гонке вооружений
Россия всегда соблюдала свои обязательства, вытекающие из международных договоров по контролю над вооруженными силами. Через разоружение и меры по укреплению доверия даже в тяжелые 1990-е годы мы в значительной степени способствовали сохранению региональной стабильности.
Принятый в 1990 году Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был в течение долгого времени краеугольным камнем такого режима. Сегодня он совершенно устарел. Благодаря окончанию конфронтации блоков с тех пор военное и политическое положение Европы фундаментально изменилось. Однако, если Варшавский договор был расторгнут, в то же время произошло два этапа расширения НАТО. На территории новых государств-членов НАТО возникают военные базы США.
Сегодня Россия является единственной страной, которая скована бессмысленными ограничениями времен холодной войны. Так, нам запрещена свободная передислокация войск внутри наших границ, поскольку в этом нам мешают старые положения ДОВСЕ. Между тем они имели целью воспрепятствовать тому, чтобы российские войска, выведенные из Центральной Европы, были сконцентрированы там, где на территории Северной и Южной Европы смыкались границы стран Варшавского договора и НАТО. В сегодняшних условиях подобную дискриминацию объяснить трудно, да и государства НАТО уже превысили оговоренное количество обычных вооружений в Северной и Южной Европе на 5500 единиц. На своем южном фланге НАТО расположило в 11,6 раз больше танков, в 4,8 раза больше БМП и в 8,3 раз больше артиллерийского вооружения, чем Россия.
По причине этой абсурдной ситуации в 1999 году партнеры по ДОВСЕ договорились об адаптации Договора. Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина ратифицировали данное соглашение. Тем не менее, другие государства, прежде всего члены НАТО, отказались от его ратификации под надуманными предлогами. Их суть в том, что Россия сначала должна выполнить "Стамбульские соглашения".
В Стамбуле обсуждались различные аспекты европейской безопасности. Государства, чьи подписи стоят под этими соглашениями, включая членов НАТО, обязались как можно скорее ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооружениях. НАТО объявило о своей готовности сократить максимально разрешенную численность своих войск и проявлять сдержанность при их размещении.
Многие из этих обещаний так и остались на бумаге. Россия сделала все необходимое для ратификации адаптированного договора. Все правовые обязательства, вытекающие из Стамбульских соглашений по ДОВСЕ, были ею выполнены. Оставшиеся пункты мы также исполним. Их реализация не может искусственно привязываться к Договору, а должна регулироваться в двустороннем и многостороннем порядке, исходя из ситуации в соответствующем регионе. Одно "но": ратификация зависит не только от нас, но и от воли других государств.
Современное положение с Договором об обычных вооруженных силах для нас неприемлемо. Однако, похоже, что по меньшей мере несколько государств НАТО находят это положение удовлетворительным, так как оно позволяет им сохранить военное превосходство над всеми другими европейскими государствами, не являющимися членами НАТО, включая Россию. При дальнейшем расширении НАТО, уже поддержанном Альянсом, это превосходство возрастет еще более. Стратегия государств НАТО заключается в цементировании нынешнего положения, которое дает им односторонние преимущества. Они никоим образом не заинтересованы в адаптации ДОВСЕ.
Мы неоднократно выражали нашу озабоченность и подчеркивали необходимость восстановления действенности ДОВСЕ, но за этим даже не последовало серьезных обсуждений. Государства НАТО продолжали настаивать на том, что сначала Россия должна полностью выполнить Стамбульские соглашения.
За последние месяцы состоялось несколько многообещающих многосторонних встреч и российско-американские консультации. Был предпринят ряд шагов в правильном направлении, но затем дискуссия снова зашла в тупик. Нынешнюю ситуацию вокруг ДОВСЕ необходимо использовать для выработки предварительного решения по "замороженным" конфликтам в Грузии и Молдавии.
Это объясняет, почему приостановление действия ДОВСЕ - не выход из договора! - было неминуемым после того, как все другие меры по возобновлению серьезного диалога потерпели неудачу. Наш мораторий не является угрозой безопасности Европы. Мы не планируем немедленной гонки в области обычных вооружений. Наши действия зависят от конкретного военно-политического положения и готовности наших партнеров к проявлению сдержанности.
Мораторий - это еще один призыв объективно подходить к нынешнему положению и к совместным шагам по сглаживанию противоречий. Это попытка оживления режима ДОВСЕ с учетом новых факторов. Мы ввели мораторий, уважая старый Договор об обычных вооруженных силах, и ожидаем, что наши партнеры, в свою очередь, снимут свой мораторий в отношении адаптированного ДОВСЕ.
Мораторий не закрывает двери для последующих переговоров. Мы никогда не чинили препятствий диалогу и готовы возобновить его в любое время и в любом формате. Нашей главной целью является достижение полноценного соглашения, которое повысит европейскую безопасность и безопасность всех других государств. Естественно, это стремление требует реалистичного подхода и политической воли всех партнеров по ДОВСЕ. Этот подход - единственно возможный, который позволяет нам сделать действенный шаг в направлении возобновления режима контроля над вооружениями в Европе.
Сергей Лавров - министр иностранных дел России