Мнение нарратолога Кристиана Сальмона - специалиста по изучению повествований. Недавно вышла его книга, где он пишет о фельетонизации политической жизни. По его мнению, раскрытие идиллии Карлы Бруни и президента вписывается в данную тенденцию
- Афиширование своей частной жизни для политика - новая тенденция?
- Джон Кеннеди уже использовал кадры из своей личной жизни для саморекламы. Но Саркози идет гораздо дальше. Частная жизнь используется, чтобы превратить политическую жизнь в фельетон, растворить ее в красочной череде рассказов. Сообщение об идиллии поступает как раз после особенно неудачной для французского президента недели и за несколько дней до Рождества. Действие разворачивается в Диснейленде. Это рождественская сказка, кладущая конец неприятному эпизоду повествования - визиту Каддафи: как в фельетоне, где каждый новый эпизод заставляет забыть о предыдущем.
- Таким образом, вы обвиняете Николя Саркози в использовании своей частной жизни для улучшения своего имиджа?
- Теория заговора совершенно не учитывает этот феномен. Я думаю, что это более сложное явление: Николя Саркози похож на актеров, которые утверждают, что им не нужны указания постановщика: они вживаются в образ персонажа. Он делает нужные вещи в нужный момент. С появлением интернета, кабельных сетей, круглосуточных информационных каналов медиа-машина стала ненасытной. Необходимо непрестанно давать ей пищу. А главное - управлять содержанием повествования. Один из способов заключается в том, чтобы постоянно поставлять ей хорошие истории. Американцы дали имя такой стратегии - story telling.
- Разве в этом есть новизна? Рассказывать истории - давняя стратегия власти...
- Разница в самом повествовании. Возьмите Де Голля. Он рассказывал историю. Но это был рассказ, структурированный во времени: в нем было прошлое - свободная Франция - затем будущее - деколонизация, политика Франции в эпоху ядерного оружия - и диалектика между ними. Миттеран тоже создавал историю, пользуясь рабочей археологией - народный фронт, оплачиваемые отпуска и т.п. В данном случае история упраздняет время, помещает нас в вечное настоящее. Месяц назад был развод, затеняющий забастовки, сегодня - новая идиллия. Больше нет никакого напряжения, конфронтации с действительностью. Только эпизоды, следующие друг за другом, чтобы задать тон средствам массовой информации, играющим одновременно роль хора и публики. Рассказ больше не является поддержкой для политики. Он ее подменяет.
- С какой целью?
- Занять медиа-пространство, определять его содержание. Дик Чейни сказал: "Если вы не управляете информацией, ваша власть рухнет". Рассказ историй - одна из технологий власти. Если Николя Саркози удастся постоянно оставаться на первых полосах газет, его первые сто дней президентства будут удачными. Мы подсчитали: он был представлен в СМИ в 15 раз больше, чем Жак Ширак в свои первые сто дней десять лет назад.
- Визит Каддафи - еще один эпизод фельетона или вторжение реальности в сказку?
- Во всяком случае, было сделано все для управления сценарием. Возьмите критику Рамы Яде, госсекретаря по правам человека. Благодаря ее заявлениям все действие ограничивается рамками правительства. Институты дебатов - парламент, конституционный совет - отметены в сторону, чтобы уступить место партиципативной демократии, олицетворением которой является президент, окруженный символами - побежденными маршалами левых и несколькими представителями гражданского общества. Все ждут следующего эпизода.
- Можно ли бесконечно ускользать от политической реальности?
- Не думаю. Джорджа Буша реальность вот-вот настигнет. Но, учитывая, сколько вреда он уже принес, это слабое утешение.