Мир переживает только первую половину кризиса, самое худшее, еще, возможно, впереди, заявил в интервью Les Echos экс-министр финансов России Алексей Кудрин. "Основные показатели экономики ухудшаются с каждым месяцем, наблюдается глубокий дисбаланс между высоким уровнем потребления и низким уровнем сбережений в развитых странах, являющийся главной причиной кризиса. Продолжается падение роста ВВП. Проблемы долга в Европе так и не решены, особенно в Греции", - отметил он в беседе с корреспондентом Бенжаменом Кенелем.
По мнению Кудрина, европейские власти отложили проблемы на потом. "Чтобы гарантировать восстановление роста, неизбежно встанет вопрос о списании греческого долга, а не просто его растягивании во времени. Это будет болезненно. Но выход Греции из еврозоны - вариант еще хуже: он ускорит ухудшение ситуации в других странах", - убежден он.
Экономическая стагнация в развитых странах сохранится еще 8-10 лет, что затруднит модернизацию их экономики, полагает бывший российский министр. А снижение доверия населения уменьшает шансы на быстрый выход из кризиса. В странах БРИКС с более высокими показателями роста ситуация будет лучше, правда, Россия окажется несколько позади с ростом 3,5-4% в год. Впрочем, рост можно ускорить, если провести реформы, считает Алексей Кудрин.
Приоритетной с макроэкономической точки зрения он считает задачу снижения инфляции до 2-3%, что подразумевает более разумное использование доходов от продажи нефти и установление строгих бюджетных ограничений. По его мнению, цена нефти 100 долларов за баррель для России является "скорее угрозой, чем шансом", потому что не стимулирует реформы. "Цена на нефть будет снижаться и через год может достичь 80 долларов за баррель. Это критический уровень для равновесия нашего бюджета, вынуждающий сокращать расходы и повышать налоги. Это будет иметь социальные, а следовательно, и политические последствия, что скажется на предстоящих выборах", - подчеркнул Кудрин.
Экс-министр констатировал, что после волны протестов российская власть была вынуждена измениться, поняв необходимость большей политической конкуренции. Теперь, по его словам, она сделала несколько шагов вперед, но также и несколько шагов назад. "Диалог с гражданским обществом так и не состоялся, но политический пейзаж стал более зрелым. России нужна новая крупная либеральная партия. Я готов помочь. Но в настоящий момент я не хочу ни создавать ее, ни возглавлять. Я помогаю иначе: участвуя в дискуссии и предлагая либеральные реформы", - сказал Кудрин, отказавшийся отвечать на вопрос, на каких условиях он согласился бы стать премьер-министром при Путине.