"Если вы окажетесь в Санкт-Петербурге в период до 18 января и посетите Государственный музей Эрмитаж, вы получите возможность полюбоваться великолепным примером древнегреческого искусства: мраморная статуя речного бога Илиссоса V века до н.э. из афинского Парфенона сейчас предоставлена Британским музеем для выставки в России", - отмечает писательница и арт-критик The Globe and Mail Кейт Тейлор.
"Неожиданное одолжение вызвало ажиотаж, и не только потому, что кое-кто задается вопросом, не окажется ли статуя заложницей, если напряженные отношения между Россией и Западом из-за Украины внезапно ухудшатся. Генеральный директор Британского музея Нил Макгрегор, который поддерживает тесные контакты со своими коллегами из Санкт-Петербурга, убежден в том, что не существует риска того, что он не получит статую назад. Однако большой вопрос, принадлежит ли она ему вообще, чтобы ее одалживать", - говорится в статье.
Предоставление статуи для выставки подлило масла в огонь вечно тлеющего спора о том, должна ли Британия вернуть мраморные скульптуры из Парфенона Греции, отмечает автор.
Британский музей утверждает, что коллекция мраморных скульптур была перевезена из Парфенона лордом Элгином, британским послом в Османской империи, в начале XIX века, когда уже половина статуй была утрачена. "Существует предположение (и аргумент в пользу позиции Британского музея, который вы чаще всего слышите), что дальновидный лорд Элгин сохранил мраморные скульптуры для потомков. С другой стороны, греки теперь называют это грабежом", - отмечает Тейлор.
В Британии число сторонников возвращения коллекции, кажется, растет, причем их убежденность, без сомнения, укреплена стараниями таких известных активистов, выступающих на стороне Греции, как правозащитник и адвокат Амаль Аламуддин Клуни, пишет арт-критик. "Так что довольно высокомерная позиция Британского музея, согласно которой он остается лучшим местом для того, чтобы демонстрировать эту коллекцию миру, представляется все более отставшей от наших плюралистических времен", - полагает автор статьи.