Кремль доводит до изнеможения бывшего министра на показательном процессе, призванном напомнить избирателям о "диктатуре закона". Однако суровость наказания - восемь лет тюрьмы - также является знаком ужесточения Кремля в отношении элиты, пишет корреспондент Le Temps в Москве Эммунуэль Гриншпан.
"Бросать вызов близкому другу Путина не рекомендуется. Даже министру экономического развития. 61-летний Алексей Улюкаев в пятницу получил наказание в виде восьми лет заключения в колонии строгого режима и штрафа в размере 2,2 млн швейцарских франков за то, что он недооценил полномочия Игоря Сечина, "Господина Энергии" Владимира Путина. - полагает автор. - Тем самым за три месяца до президентских выборов Путин хочет убедить электорат: даже элита не защищена от правосудия".
Сечин обвиняет Улюкаева в том, что тот вымогал у него взятку за одобрение приобретения "Роснефтью" частной нефтяной компании "Башнефть". Данная сделка, представленная как приватизация, была оспорена министром, который усматривал в ней некую форму национализации, поскольку "Роснефть" контролируется государством, поясняет Гриншпан.
В том, что Сечин игнорировал вызовы в суд, журналист усматривает знак, выдающий неравное соотношение сил между министром и другом Путина. На вопрос одной журналистки об увертках его друга Путин ответил, не скрывая своей привязанности: "Сечин мог бы и прийти в суд, чего здесь такого? Но, насколько я себе это представляю, закон здесь ни в чем не нарушен".
Суровость наказания заставила содрогнуться весь российский политический класс, продолжает Гриншпан. Оппозиционер Алексей Навальный, который вовсе не питает нежных чувств к Улюкаеву, сказал, что он шокирован: "8 строгого. Ничего себе. Я сильно ошибся с прогнозом". Со стороны приверженцев существующего режима тоже нет особого доверия к официальной версии, отмечает журналист.
"Нет. Улюкаев взятку у Сечина не мог вымогать, он не сумасшедший. Знает, что Сечин пользуется доверием Путина чуть не больше всех", - так отреагировал политолог Сергей Марков в своем аналитическом материале, получившем большое распространение.
Аналитик, хорошо знающий властные механизмы, выдвигает другое объяснение. По его мнению, 2 млн долларов действительно были переданы Сечиным Улюкаеву, но речь шла об обычной коммерческой операции, пусть и незаконной, между госкорпорацией ("Роснефтью") и министерством, передает журналист. "Чтобы чиновники слушались министра, он должен платить им реальную зарплату выше официальной, - сказал Марков. - Все это знают, и корпорации дают деньги при осуществлении крупных сделок. Так и сейчас было. Это обычная практика. Но за что реально наказывают Улюкаева так жестко? (...) Улюкаев помог Владимиру Евтушенкову украдкой перехватить "Башнефть" в Швейцарии у Урала Рахимова, который ранее, по сути, украл "Башнефть" у государства".