Президент России гордился стремительным приростом населения страны, однако теперь оно неожиданно стало убывать. Чтобы обратить актуальную тенденцию вспять, одних только программ по стимуляции рождаемости недостаточно, поскольку проблема заключается не только в ней, пишет в своей статье на сайте немецкой газеты Die Welt московский корреспондент Павел Локшин.
Численность населения России, сократившаяся в годы хаоса после краха СССР на 7 млн до 142 млн человек, снова, казалось, начала расти. Еще в недавнем прошлом, отмечает Локшин, "продолжительность жизни россиян составляла 72 года, преодолев тем самым нижний порог среднемировых показателей. Вырос и уровень рождаемости - по всей видимости, благодаря введенной Путиным в 2007 году программы по ее стимулированию. В период с 2013 по 2016 год впервые уровень рождаемости превысил уровень смертности. Объявленный Путиным пять лет назад план по увеличению численности населения к 2050 году до 154 млн человек, казалось, начал реализовываться".
"И тут Росстат публикует предварительные демографические данные на 2017 год. В этом году на 1,42 млн рождений приходится 1,53 млн смертей", - сообщает издание.
В спешном порядке Путин объявляет о новой программе в сфере демографической политики: с 2018 года семьи будут получать порядка 150 евро в месяц на первого ребенка - до достижения им полуторалетнего возраста. "Эксперты-демографы подвергли инициативу президента критике, посчитав ее популизмом чистой воды", - пишет Локшин.
По словам директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского, "не следует верить в то, что демографическими процессами легко управлять". Проблемы в России настолько серьезны, что краткосрочные выплаты, которые анонсировал Путин, не смогут их решить. "Демография страны сильно пострадала в ХХ веке", - говорит эксперт.
Глубокий негативный след оставили Первая мировая война, Гражданская война, а также сталинская аграрная политика. Вторая мировая унесла жизни более 25 млн человек, катастрофически снизился и уровень рождаемости, говорится в статье.
Один из самых низких уровней рождаемости отмечался в 1993 году, ситуация усугубилась и с приходом экономического кризиса переходного периода, замечает журналист. "Кроме того, в свободном доступе появились противозачаточные средства, которые в Советском Союзе доставались с трудом. Российские женщины стали меньше рожать".
Сегодня, по словам Вишневского, не поможет даже сравнительно высокий уровень рождаемости. До 2024 года число россиянок в возрасте от 18 до 35 лет сократится почти на 4 млн. При таких обстоятельствах население страны, на сегодняшний день составляющее 144 млн человек, не будет расти, уверен эксперт. "Цель Путина - это иллюзии", - констатирует Локшин.
"На фоне этой исходной демографической ситуации нельзя концентрироваться лишь на стимуляции рождаемости. Российские демографы уже несколько лет призывают принимать меры по сокращению уровня смертности", - говорится в статье.
"Страна все еще плетется в хвосте промышленно развитых стран в вопросах борьбы с теми причинами смерти, которые можно предотвратить", - указывает Локшин. Речь идет о сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, "показатели детской смертности и количество погибших в ДТП до сих пор превышают аналогичные показатели в развитых странах: на улицах России ежегодно (...) гибнет в среднем в четыре раза больше людей, чем в Германии".
"Расходы на здравоохранение в России уже давно не отвечают требованиям XXI века", - критикует Вишневский. Их доля в ВВП страны составляет 4,2% - примерно треть от доли таких же затрат в ВВП Германии.
"За последние 15 лет государство закрыло половину больниц в стране и останавливаться не собирается. Согласно прогнозам, к 2021 году останется всего 3 тыс. больниц, как в царские времена", - пишет Локшин.
"Средняя зарплата российского врача составляет около 2 евро в час - даже меньше, чем у кассира McDonald's. На фоне этих данных в ближайшие годы вряд ли стоит рассчитывать на сообщения об успехах на поприще сокращения уровня смертности", - считает автор статьи.
Что же может предпринять Россия? По мнению Анатолия Вишневского, наряду с реформированием системы медицинского обслуживания необходима смена социальной политики. Вместо прямых "детских" выплат следует инвестировать в образование и здравоохранение. Кроме того, нужно пересмотреть миграционную политику: она должна реагировать не только на экономические потребности, но и на демографическую ситуацию.
"Россия имеет положительный опыт в этом вопросе: в 1990-е годы 3 млн мигрантов с русскими корнями из стран бывшего СССР спасли Россию от вымирания. Однако принимали их без радости - они считались конкурентами в получении социальных благ и на рынке труда", - передает автор слова Вишневского.
Теперь Москва не торопится реализовывать какие-либо программы по интеграции тех, для кого русский язык не является родным. Около 60% россиян, согласно опросам, выступают за сокращение даже временной миграции. По мнению Вишневского, "в ближайшие 10 лет Россия окажется в демографической яме".