В конце 90-х годов российская поп-музыка еще ходила по границам бывшего СССР. "Невероятно, - писал украинский писатель Юрий Андрухович, - всего 2-3 километра дальше на Запад - и никто здесь уже не слышал о Филиппе Киркорове, Алле Пугачевой, не говоря уж об Иосифе Кобзоне, этом Фрэнке Синатре все еще объединенного, по крайней мере с культурной точки зрения, постсоветского пространства".
"Московская поп-империя" царствовала в киосках, на кухнях, в поездах, автобусах, такси, каждое лето порождая новый, всегда однотипно верещащий хит, который преследовал на евразийском пространстве всех, от мала до велика. Кто бы мог подумать, что эта музыкальная карта всего за пять лет радикально изменится? Что в Грузии появится смуглая красавица по имени Нино Катамазде, которая своими традиционными мелодиями и электронными изысками будет приводить слушателей в состояние душевной отрешенности. Или что буйно прыгающая карпатская фея Руслана Лыжичко победит не только в Стамбуле на "Евровидении", но и в Киеве в ходе революции.
Как и полагается для революции XXI века, оранжевый украинский массовый протест был огромным медийным действом. Группа Русланы была лишь одной из многих, которые выступали на сцене Майдана, но она была самой именитой. Кто видел ее там рука об руку с Виктором Ющенко и боксерами Кличко, тому стало ясно: новая власть выходит из-за традиционных темных кулис на поверхность поп-культуры.
Дни этого веселого "чрезвычайного положения" ушли в прошлое, посты в правительстве распределены, но еще до того, как в Киеве и Берлине успеет сойти снег, революция будет экспортирована, а именно: растиражирована с помощью новой берлинской студии Eastblokmusic. Несколько месяцев назад ее основатели Армин Зиберт и Александр Каспаров покинули теплое местечко под названием EMI, где они занимались маркетингом в Восточной Европе.
Eastblokmusic сразу покорила священные залы украинского посольства в Берлине: там в среду вечером был представлен первый выходящий в Германии сборник украинских групп под названием Songs of the Orange Revolution ("Песни оранжевой революции"), где в качестве звездного гостя выступала Руслана.
Всю вторую половину дня Руслана отвечала на вопросы журналистов: альбом, по ее словам, - это символ революции, гораздо лучшее напоминание, нежели, скажем, фотографии. Вообще, "лишь музыка оградила нас от насилия", говорит она.
На диске представлен также "лесопильный" рок западно-украинской группы "Тартак". "Я не хочу быть героем Украины", - поет солист сиплым голосом.
Вместе с "Океаном Эльзы" группу "Тартак" можно найти на любом революционном CD, которые в дни "оранжевой революции" народ буквально вырывал из рук у киевских пиратов. На этим дисках, кстати, можно было найти песни как на русском, так и на украинском языке, в то время как авторы сборника студии Eastblok строго следили за чистотой украинского языка.
Поэтому Армин Зиберт немного утрирует, называя свой сборник "визитной карточкой современной украинской музыки". Однако все же стоит открыть для себя энергию, юмор, ликующую и самоуверенную нетерпимость украинской молодежи, которая играючи умеет соединять восточный фольклор с западными панк-роком, хип-хопом, ска и смазливой попсой.