Точно так же, как величайший проект Путина - сочинская Олимпиада - защищен от терактов "стальным кольцом", так и сам президент защищен от политического ниспровержения виртуальным "стальным кольцом" вокруг СМИ, бьют тревогу западные наблюдатели.
"История, которую международные СМИ, возможно, проглядели в России" - так озаглавлена статья в The Globe and Mail. "Владимир Путин пользуется Олимпиадой, чтобы проявить изобретательную ловкость рук?" - вопрошает журналист Саймон Хаупт.
Внимание зарубежных СМИ сосредоточено на немногочисленных срывах и ляпах вокруг Олимпиады - от антигейского закона и поспешного строительства до снежинки, которая не превратилась в кольцо. Но что если журналисты проглядели важный сюжет прямо у себе перед носом? Автор обращает внимание: "В свежем номере журнала Economist сообщаются страшные вещи о состоянии российских СМИ - звучит предположение, что запахло книгой Оруэлла "1984".
Хаупт приводит цитату из Economist: "Точно так же, как величайший проект Путина защищен от терактов "стальным кольцом", так и сам президент защищен от политического ниспровержения виртуальным "стальным кольцом" вокруг СМИ".
Газета не удивляется некритическому отношению к Олимпиаде: и в других странах бывает, что при освещении Олимпиад пресса вдруг становится "подозрительно доверчивой". Но Economist заявляет, что "Первый канала" "всех критиков Олимпиады клеймит как врагов".
Газета отмечает, что к освещению Олимпиады дело не сводится: взамен РИА "Новости" создано агентство, которое "на взгляд многих, чересчур сочувствует Кремлю". Его глава Дмитрий Киселев - "печально известный пророссийский пропагандист", по определению газеты.
Автор советует журналистам отвлечься от освещения Олимпиады и "спросить у российских коллег о других играх, которые ведет Россия".
Статья "Сны о России" в Economist, на которую ссылается канадское издание, детально повествует о наступлении на свободу прессы.
"Хотя государство официально владеет контрольными пакетами только двух основных телекомпаний, многие частные компании прямо или косвенно включены в медиаимперию Юрия Ковальчука - друга Путина. Помимо "Национальной Медиа Группы", которая владеет долями в трех телеканалах, в том числе 25% "Первого канала", Ковальчук также косвенно владеет крупным пакетом "Газпром-медиа", - утверждает издание. И поясняет: "У "Газпром-медиа" сложная структура: 100% принадлежат "Газпромбанку", почти половиной которого владеет пенсионный фонд "Газпрома". Большей частью этих активов управляет фирма, связанная с Ковальчуком".
Издание утверждает: "До последнего времени Ковальчук не играл почти никакой роли в "Газпром-медиа", но недавно стал активнее, как говорят инсайдеры. Он был причастен к назначению Михаила Лесина, одного из основателей "Видео интернешнл", на пост главы "Газпром-медиа".
"Лесин - не посторонний человек, когда речь идет об активах "Газпром-медиа". Большая их часть, в том числе НТВ, были конфискованы у Владимира Гусинского, медиамагната, который создал их, а затем бежал из страны после прихода Путина в Кремль в 2000 году. Лесин, в то время министр прессы и массовых коммуникаций, одобрил тайное соглашение, по условиям которого Гусинского заставили продать его активы "Газпрому" взамен на его личную свободу и безопасность. Соглашение служило в Европейском суде по правам человека доказательством того, что атаки на Гусинского были политически-мотивированными и нарушали европейскую конвенцию", - говорится в статье.
Радиостанция "Эхо Москвы" сохраняет независимость преимущественно благодаря личным отношениям Алексея Венедиктова с Путиным, пишет издание. "Но, возможно, скоро этому придет конец. Вскоре "Газпром-медиа" проведет внеочередное общее собрание акционеров, на котором гендиректора "Эхо Москвы", проработавшего на этом посту долгое время, могут заменить на одного из протеже Лесина. Показательно, что "Эхо Москвы" подверглось нападкам за блог на своем сайте, где сочинскую Олимпиаду сравнили с берлинской Олимпиадой 1936 года", - отмечает журнал.
"Государство также ужесточает контроль над интернетом", - пишет издание, упоминая о смене собственников сети "ВКонтакте" и законе, разрешающем блокировать сайты без решения суда.