Слава богу, что хоккейный матч Россия-США не был игрой на выбывание, пишет старший редактор журнала New Republic Юлия Йоффе. В противном случае возмущению и теориям заговора и вовсе не было бы конца.
16 февраля российский телеведущий Дмитрий Киселев объяснил телезрителям, почему третью шайбу в ворота сборной США не засчитали. "Киселев может быть вам известен как человек, который отменяет не голы, а донорские органы геев, требуя закапывать их в землю или сжигать", - напоминает Йоффе.
"Американская телекомпания NBC заплатила за право трансляции Олимпиады в Сочи порядка двух миллиардов долларов. Это примерно столько же, сколько в сумме все остальные телекомпании мира. Они что, заплатили два миллиарда, чтобы свои поражения показывать? Нет. То есть мы имеем дело с ситуацией, которую называют "деньги говорят", - цитирует Киселева журналистка.
Не остановило подобную реакцию даже то, что супервайзер арбитров из Международной федерации хоккея на льду, тренер российской сборной Зинэтула Билялетдинов и президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк признали решение судьи правильным.
"Эпизод с хоккеем иллюстрирует основополагающий российский принцип: все пропитано политикой и все служит для того, чтобы показать Западу, что мы лучше него, и одновременно - что мы в высшей степени приятные люди", - констатирует Йоффе.
"Выставив себя напоказ в Сочи, Россия очень надеется, что ты, продажное, тупое ничтожество, американский русофоб, ее полюбишь", - иронизирует журналистка.
"Я не имею в виду, что Америка лучше России, хотя мои российские читатели думают, что именно это я пытаюсь донести каждой статьей о России, - я лишь хочу сказать, что России нужно разобраться со своими психологическими проблемами", - продолжает Йоффе и перечисляет эти проблемы.
Проблема 1 - параноидальное проецирование. "Русские, как и американцы, подлинные сыны империи: они уверены, что все в мире похожи на них, - поясняет автор статьи. - Не могу передать, сколько раз мне приходилось объяснять самым разным россиянам, что, в отличие от российских гаишников, американские дорожные полицейские вряд ли примут или потребуют взятку. Или что Белый дом не определяет редакционную политику New Republic. Или что насолить России - не единственная цель американской внешней политики".
Проблема 2 - "стокгольмский синдром". Йоффе обращает внимание на то, что очень часто выпуски олимпийских новостей начинаются с обзора западной прессы: "Что западная пресса думает про церемонию открытия? Какие комплименты западная пресса сделала олимпийским объектам в Сочи? Что пишут про наших потрясающих спортсменов?"
"Прошу прощенья, вы разве не возрождающаяся супердержава, страна Гагарина и Достоевского? Какое вам дело до того, что о вас думает загнивающий Запад? - недоумевает Йоффе. - Но для русских это важно. Ох, как же для них это важно".
Проблема 3 - комплекс неполноценности. "Обратите внимание, что я все время пишу "западная пресса", а не "мировая", - обращается к читателям автор. - Русским плевать, что пишут индийские или китайские газеты. Многовековой внутренний спор о том, является ли Россия частью Востока или Запада, сегодня проявляется в виде настойчивого, агрессивного отстаивания своей европейскости".
"Как-то раз я видела, как Владимир Путин на конференции инвесторов произносит длинную тираду о том, насколько Россия европейская страна, - вспоминает журналистка, - такого никогда не услышишь, скажем, во Франции". Отчасти это объясняет, почему России так сложно иметь дело с Китаем или Японией: на азиатские страны она смотрит свысока. Они кажутся ей менее престижными партнерами, чем "крошечные государства Запада", которые, в свою очередь, заражают Россию извращенными социальными нормами вроде гомосексуализма (и это Проблема 4 - шизофрения).
Проблема 5 - непонимание последствий. В последнее время Россия сделала ряд противоречащих друг другу шагов: запретила американским парам усыновлять российских сирот, приняла "антигейские" законы, дала убежище Эдварду Сноудену, но рассчитывала на приезд Барака Обамы в Сочи и на восхищение всего мира. "При Владимире Путине Россия решила заставить себя бояться, но при этом ей очень хочется быть любимой, и она никак не может понять, почему, когда она идет, пиная всех на своем пути и показывая всем средний палец, мир не лезет к ней целоваться", - говорится в статье.
Проблема 6 - задержка полового созревания. "В современной России есть что-то подростковое", - делится наблюдениями автор. Своим поведением она напоминает тинэйджера, который не может найти себя, вымещает проблемы роста на окружающих, чахнет или взрывается при малейшем намеке на критику, ставит себя выше остальных, потому что его не понимают (русские обожают цитировать знаменитое "Умом Россию не понять").
"Я согласна, это очень русофобский текст, - признает Йоффе в заключение статьи. - Дело в том, что этот подросток мне очень близок, мы с ним почти родственники. Бывают дни, когда я пишу про злорадство Запада, которое действительно существует, и мне больно за Россию, и бывают дни, когда русофоб внутри меня восстает против этого места, заставляющего лучших граждан чувствовать себя предателями и иностранцами за попытку задавать вопросы и что-то изменить. Сегодня как раз такой день".