На фоне украинского кризиса начинают просматриваться признаки медленно формирующихся тенденций, которые могут определить политический поворот в равновесии сил, напрямую касающийся Европы, пишет Фердинандо Саллео в статье, опубликованной в газете La Repubblica.
Нравится это или нет, но дипломатия Меркель и Олланда вывела за рамки Европу: отсутствие на переговорах с Путиным поляка Туска, председателя Европейского совета, и Федерики Могерини, верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, представляет собой возвращение к давней франко-германской инициативе по руководству европейской внешней политикой. Достижение соглашения по основным пунктам, которые первым в Минске озвучил сам Путин, вселяет некую надежду, говорится в статье.
Осторожность, с которой Обама высказывается по поводу мер, которые следует предпринять в случае упорного сопротивления Кремля приемлемому компромиссу, свидетельствует об осознании Белым домом угрозы эскалации конфликта и, одновременно с этим, сопротивления "старой Европы" давлению со стороны "новой Европы", представленной коалицией балтийских стран и стран Северной Европы, и республиканских ястребов в Конгрессе, а также со стороны Пентагона, пишет автор.
"Путин, с его визитом в Египет к президенту ас-Сиси, как кажется, хочет восстановить российское присутствие в Средиземноморье, сузившееся до единственной сирийской военной базы Тартус и поддержки Асада. Что это? Объятия между авторитарными режимами, ограничение американского присутствия, открытие нового фронта или вовлечение Кремля в переговоры по иранской ядерной проблеме, из-за которой у Обамы возникли трудности во внутриполитическом плане? Кремль, ко всему прочему, открыто обхаживает греческое правительство и поддерживает тесные контакты с Сербией и Турцией. Традиционная российская политика характеризуется вновь озвученными глобальными целями, но уже в изменившемся сценарии", - пишет автор статьи.
"Оказавшаяся в сложном положении по причине санкций, со слабой и асимметричной экономикой, основанной на экспорте энергетического сырья, цена на которое падает, Россия, тем не менее, остается ведущей военной державой с обычными вооружениями в Центральной и Восточной Европе. Теперь она смотрит на Юг, чтобы расширить свое присутствие давнего-нового действующего лица и диверсифицировать свою роль. Путин, не раскрывающий своих планов, сигнализирует об определенной геополитической переориентации, отложив, по меньшей мере на время, амбициозные планы по возвращению бывшего советского пространства в Азии, где России противостоит Китай, умело подогревающий стремление к независимости нестабильных центральноазиатских режимов, говорится в статье.