На прошлой неделе заместитель госсекретаря США Роуз Готтемюллер сделала в Council on Foreign Relations доклад о следующих этапах американо-российского сотрудничества в ядерной сфере, сообщает The Washington Post. "Некоторые проблемы холодной войны по-прежнему возвращаются на верхние строчки повестки дня. Я бы сказала, что список возглавляет противоракетная оборона и наше взаимодействие в области противоракетной обороны", - сказала она. Готтемюллер отметила, что обеспокоенность Москвы существованием ПРО впервые проявилась почти 30 лет назад, когда Рейган обнародовал идею "Звездных войн", пишет журналист Уолтер Пинкус.
На деле загвоздка в том, смогут ли Москва и Вашингтон наладить сотрудничество по ряду инициатив ПРО, которые сейчас предложены, считает газета. Президент Медведев выдвинул три принципа создания общей ПРО России и НАТО: Россия - полноправный партнер, обмен данными о раннем обнаружении пусков и разделение территории на сектора, за оборону которых будет отвечать та или иная сторона. Готтемюллер назвала это предложение "искренним, но несерьезным". Американские стратеги полагают, что предложение Медведева не осуществимо, так как у России нет системы ПРО для защиты ее собственной территории, а также сектора НАТО в 2015-2020 годах. И все же, по словам Готтемюллер, рабочие группы НАТО и Совет Россия-НАТО изучают характер угрозы, перспективы обмена данными и в потенциале совместного использования радаров, в том числе российских. Она полагает, что все стороны заинтересованы в спешной совместной работе в этой сфере.
На прошлой неделе глава МИД РФ Лавров сказал, что к переговорам о тактических ядерных вооружениях можно будет перейти лишь после выполнения условий СНВ-3. Готтемюллер тоже отметила, что переход к контролю тактических ядерных вооружений будет нелегким. Но в правительственных и неправительственных кругах России и США эта тема обсуждается, подчеркнула она.
Готтемюллер сделала вывод, что за последние два года российско-американские отношения сильно упрочились. Глава МИД РФ Лавров назвал улучшение отношений с США фактором оздоровления международного положения. "Посмотрим, долго ли это продержится", - замечает автор.