Несколько российских регионов были вынуждены в прошлом году приостановить выплату пенсий и пособий или прекратить индексацию зарплат госслужащих, пишет The Financial Times . "Резкое падение цен на нефть снизило доходы от экспорта нефти и газа, которые составляют более половины российского бюджета. Деньги просто заканчиваются", - констатирует корреспондент Кэтрин Хилл. Дефицит средств для социальных выплат подчеркивает уязвимость системы льгот и пособий в стране. "Вся система соцстрахования очень нестабильна", - считает Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
"В ходе экономического кризиса в 2009 году российское правительство предотвратило резкое падение доходов и рост бедности с помощью крупного пакета экономической помощи. Но резервы для осуществления подобных мер иссякают, отчасти потому, что Москва за долгое время так и не смогла разобраться со структурными проблемами в своей системе социального страхования", - пишет издание. По прогнозам, в будущем ежегодно количество работающих будет сокращаться на 1 млн, а пенсионеров - увеличиваться на 400 тыс. до тех пор, пока пенсионеров не станет столько же, сколько работающих.
"Такие демографические перемены вынуждают правительство затыкать растущие дыры в национальной пенсионной системе", - отмечает газета. По сравнению с 2008 годом количество средств, выделяемых на социальные расходы, в 2014 году выросло с 9,1% ВВП до 14,3%. Экс-министр финансов Алексей Кудрин предупредил на Гайдаровском форуме, что в ближайшие 5-7 лет эту цифру будет необходимо увеличивать. Кроме того, в последние два года накопительная часть пенсий была заморожена из-за финансовых затруднений. "Правительство усугубляет ситуацию, пытаясь смягчить последствия рецессии с помощью индексации пенсий и зарплат госслужащих в зависимости от инфляции и тем самым обостряя свои финансовые трудности", - говорится в статье.
Сторонники реформ заявляют, что пенсионную систему можно спасти, только повысив пенсионный возраст, однако Путин признал такую возможность только в прошлом месяце, и то крайне неохотно. "Мы хотим быть "социальным государством" и ориентируемся на европейские страны с более высоким ВВП и налоговым бременем, чем у нас. Если мы хотим построить социальное государство, следует действовать по-другому - добиться роста не менее 5% в год", - приводит издание слова Алексея Кудрина.
Хилл отмечает, что большинство членов экономической команды Путина согласны с этим, однако спад вынуждает их придерживаться других приоритетов. Данные опроса ВЦИОМ показывают, что "люди начинают понимать, что все будет плохо еще долго", отмечает глава отдела мониторинговых исследований Олег Чернозуб. По его мнению, ожидается рост социальных протестов в российских регионах в преддверии сентябрьских парламентских выборов. В свою очередь, политический аналитик Михаил Делягин отметил, что возможен длительный период хаоса, и власти начинают это осознавать.