Российское законодательство запрещает использовать наемников, пишет в Newsweek журналист Оуэн Мэттьюз.
"Но как минимум с 1990-х годов Москва использовала их для своих военных вторжений за границей как опосредованные силы, связь с которыми можно отрицать", - утверждает автор, упоминая о Боснии и Приднестровье. "В последние четыре года президент Владимир Путин драматично расширил применение бойцов частных военных компаний (ЧВК) в качестве одного из ключевых элементов внешней политики, используя их для распространения российской мощи на Восточной Украине и в Сирии", - говорится в статье.
Журналист продолжает: "В декабре 2016 года подполковник Дмитрий Уткин был сфотографирован на кремлевском банкете с Путиным. Уткин - основатель "Группы Вагнера", которую Минфин США, наложив на него в 2016 году персональные санкции, назвал одним из крупнейших вербовщиков российских граждан для ведения войны в Сирии".
Российский президент также был сфотографирован с Евгением Пригожиным, находящимся под санкциями США за владение долей в компании "Евро Полис". "Российский антикоррупционный активист Алексей Навальный выявил глубокие коммерческие связи "Евро Полис" с российским Министерством обороны, а независимый новостной сайт fontanka.ru назвал Пригожина прикрытием для деятельности "Группы Вагнера" в Сирии", - говорится в статье.
По данным журнала, Уткин в 2013 году стал работать в ЧВК Moran Security Group. "Согласно расследованию "Радио Свободная Европа" от 2016 года, в 2013 году высокопоставленные менеджеры Moran Security Group создали в Петербурге организацию "Славянский корпус", которая вербовала отставных российских военнослужащих для охраны нефтяных месторождений и трубопроводов в Сирии. Уткин был одним из их командиров. По некоторым сведениям, эта миссия обернулась катастрофой, и, по словам живущего в Лондоне высокопоставленного источника из сферы американских частных агентств безопасности (этот источник не имеет санкции на официальное общение с прессой), "Славянский корпус" был плохо оснащен, им плохо руководили, и он понес большие потери", - говорится в статье.
"В случае ЧВК зачастую нелегко определить, где кончаются частные интересы и начинаются государственные, - сказал этот источник. - Отчасти в том-то и состоит их смысл. У "Славянского корпуса" в Сирии, вероятно, было и то и другое. Российские нефтяные компании хотели войти в [Сирию], а [Кремль] тоже хотел иметь там присутствие, которое было бы неофициальным".
В 2014 году Уткин основал "Группу Вагнера". "По словам аналитика "Новой газеты" Павла Фельгенгауэра, он вскоре стал одним из ключевых, хоть и неофициальных, сотрудников Кремля. Уткин появился в мятежной Луганской области Восточной Украины, руководя группой отставных военных, которые воевали вместе с местными повстанцами", - пишет Мэттьюз.
"Один человек, называющий себя тайным солдатом, сказал Newsweek, что в 2015 году был завербован для службы в Сирии агентом одной крупной частной военной компании (какой именно, он отказался ответить), когда воевал в качестве волонтера за донецкое военизированное формирование. Он назвался "Сергей" и сказал, что ему 30 лет и что он водитель из Донецка. Проверить его историю с помощью независимых источников оказалось невозможно, но детали те же, что и в других интервью, которые ветераны частных военных операций в Сирии давали российской прессе", - передает корреспондент.
"Моей главной мотивацией были деньги, а не патриотизм, - утверждал Сергей в телефонном интервью. - Большинство ребят идут туда зарабатывать деньги. Нам предложили 150 тыс. рублей [2,6 тыс. долларов] в месяц - дома [в Донецке] ты, если повезет, зарабатываешь 15 тыс. Вербовщики сказали нам, что у нас будет неопасная работа - охранять линии связи, базы и тому подобное".
Журнал пишет: "Сергей и другие новобранцы вылетели в сирийскую Латакию на зафрахтованном самолете, выдавая себя за гражданских инженеров, как он утверждает. Но вскоре после прибытия, говорит он, они обнаружили, что участвуют в интенсивных боевых действиях. Обучение было "довольно базовым", а дисциплина суровой. Он утверждает: "Нам, новобранцам, не разрешалось ходить мыться, пока мы были в лагере около Латакии, и всю часть оштрафовали бы, если бы обнаружилось, что кто-то выпивает". Компания выплачивала 5 тыс. рублей (88 долларов) в награду за голову любого убитого члена вооруженной группировки "Исламское государство"*, утверждает Сергей. Обговоренная компенсация за серьезное ранение составляла 900 тыс. рублей (16 тыс. долларов), а родственникам погибших солдат обещали 3 млн рублей (53 тыс. долларов). Насколько было известно Сергею по "сарафанному радио" наемников, с зарплатой никого не обжуливали".
Роберт Янг Пелтон, автор книги "Лицензия на убийство: наемные стрелки на "войне с террором"" (Licensed to Kill: Hired Guns in the War on Terror), сказал в интервью журналу, что "Группа Вагнера" в Сирии по большей части несет функцию "советников на передовой", они "проводят обучение, а затем командуют огнем и передвижениями на линии фронта". "Пелтон добавил, что один из его источников, работавших в Дейр-эз-Зоре, сказал ему, что уровень воюющих россиян "был не таким уж впечатляющим... профессионалов в команде немного, и крови слишком много", передает издание.
"В основном команды "Вагнера" "были эффективны при обучении и руководстве сирийскими силами - как передвигаться, как стрелять и поддерживать связь", - добавляет Пелтон. Автор статьи добавляет: "Они также координируют авиаудары, которые помогли российской авиации, имеющей подавляющее превосходство в воздухе, переломить ход войны в пользу президента Асада".
Мэттьюз замечает: "Вопреки официальному отрицанию прямых связей, Кремль, похоже, наградил командиров "Группы Вагнера" за службу". "Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков подтвердил подлинность фотографий, но не факты награждения", - сообщает журнал.
"Возможно, это был результат какого-то лоббирования со стороны сирийского правительства, - сказал в интервью журналу российский сенатор Франц Клинцевич. - Возможно, они сказали: эти ребята - настоящие герои. Они заслуживают наград... Но официальной связи между этими людьми и российским правительством нет".
Журналист пишет: "Клинцевич много лет лоббирует узаконивание наемников в России". "Нам нужно воспользоваться опытом США и интегрировать частные военные компании в наше военное планирование, - говорит он. - Но нам не удалось принять необходимые законы из-за конфликта между Министерством обороны и ФСБ по вопросу о том, кто будет контролировать такие военные группы. У них есть серьезные тяжелые вооружения, а не только "АК-47", так что есть вопрос безопасности, касающийся их регулирования".
"Американцы все время используют военные компании, - сказал в интервью журналу Сергей Железняк из Госдумы. - Почему мы не должны этого делать?"
Мэттьюз полагает, что американские ЧВК исполняют не такие функции, как российские ЧВК. Кроме того, "частные армии - идеальное оружие для новообретенного фирменного кремлевского метода гибридной войны, мобилизующего тайные силы и частные компании для достижения целей государства", говорится в статье.
"Как представляется, в марте отставные военные из ЧВК RSB Group занимались разминированием районов Ливии, которые захватил вблизи Бенгази полевой командир Халифа Хафтар, поддерживаемый Москвой; это якобы делалось по приглашению местной цементной компании, сказал в интервью Reuters владелец RSB Олег Криницын", - говорится в статье.
"Теперь, когда Россия сворачивает участие своих военных в событиях в Сирии, многие строят предположения, куда Путин направит свои частные армии в следующий раз - и где будет воздвигнут следующий памятник погибшим тайным солдатам России", - заключает автор.
*"Исламское государство" (ИГИЛ) - террористическая организация, запрещенная в РФ.