Специалист по международным отношениям в Средиземноморье, Жан-Клод Сантуччи является заместителем директора Исследовательского института по проблемам арабского и мусульманского мира в Экс-ан-Прованс. Он отвечает на вопросы газеты по испано-марокканскому конфликту.
- Насколько важен остров Перихиль или Лейла для Марокко и Испании?
- Это скалистый остров, который сам по себе, не представляет никакой ценности. Ощущается чрезмерное желание раздуть это дело. Испанская военная операция и преувеличенная реакция одной и другой стороны не должны рассматриваться как шаг к новой Мальвинской войне. Этот островок стал поводом для очередного пересмотра проблем, отравляющих отношения между двумя странами на протяжении последнего года.
- Каковы истинные ставки в этой игре?
- Этот кризис можно назвать отголоском незавершенной деколонизации. Высадившись на острове, марокканцы хотели вновь привлечь внимание ко всем спорным вопросам, начиная с территориального спора, касающегося анклавов Сеута и Мелилья, и заканчивая Шаффаринскими островами. Эти территории принадлежат Испании, но Марокко хотело бы прояснить юридический статус прилегающей зоны, прежде всего, для того, чтобы там можно было осуществлять рыболовецкий промысел.
Одной из проблем продолжает оставаться конфликт в Западной Сахаре. Правительство Испании оказывает молчаливую поддержку Фронту ПОЛИСАРИО, и для критики позиции Мадрида по этому вопросу Марокко использует те же аргументы, что использует Испания для того, чтобы добиться вывода марокканских военных с острова. Рабат надеется поставить Мадрид в неловкое положение, когда Марокко будет упоминать о национальном единстве для урегулирования в свою пользу конфликта в Западной Сахаре.
Наконец, Марокко хотело бы отвести от себя непрекращающуюся критику Мадрида по проблеме нелегальной иммиграции. Высадившись на острове Перихиль, Рабат намеревался продемонстрировать намерение более эффективно бороться с этой проблемой. Плохой выбор. Поскольку бороться с нелегальной иммиграцией можно более эффективными методами, нежели установка национального фага на скалистом острове. Однако Рабат намерен вновь поставить этот вопрос на обсуждение, поскольку считает позицию Испании по данному вопросу несправедливой по отношению к Марокко.
- Что вы думаете о позиции Испании к кризису с островом Перихиль?
- Реакция Испании может показаться непропорциональной. Высадка войск кажется излишней мерой, но Мадрид отреагировал правильно. Испанское правительство прекрасно понимает, что за этой историей с островом скрываются другие, более серьезные требования. Кроме того, Испания, ничем не рискует, реагируя так основательно. В настоящее время Марокко слишком дорожит своими хорошими экономическими отношениями с европейскими странами, чтобы предпринимать репрессивные меры в отношении Мадрида.
- Почему этот кризис разразился именно сейчас?
- В течение целого года Марокко стремилось найти предлог для возвращения к обсуждению коренных проблем, существующих между двумя странами. Мало-помалу, дипломатические отношения ухудшались. Однажды этот кризис должен был разразиться. Можно предположить, что Марокко в качестве предлога избрало переговоры между Великобританией и Испанией по Гибралтару, чтобы сказать, что и у них есть территориальные проблемы. Кроме того, Рабат вероятно, испытывает разочарование по поводу того, что Марокко не принимает участия в этих переговорах.