Комментируя завершившийся в Санкт-Петербурге саммит "большой восьмерки", иностранная пресса отмечает, что Кремль получил от него почти все, на что надеялся.
"Трехдневный семинар по возрождению России"
"Саммит проходил в царском великолепии. Хозяин был очарователен и иногда язвителен. И даже неожиданная тень насилия на Ближнем Востоке стала возможностью искусно сымпровизировать и усилить политический смысл: Россия на подъеме, а ее президент Владимир Путин - ровня своим влиятельным гостям", - пишут Питер Финн и Питер Бейкер, журналисты американской газеты The Washington Post, в статье "Кремль демонстрирует лучшую сторону России", добавляя, что порой саммит напоминал "трехдневный семинар по возрождению России, с Путиным в роли профессора".
"На мой взгляд, главной целью Кремля было улучшить имидж России и продемонстрировать и россиянам, и миру, что Россия восстановила свой статус сверхдержавы, - отметил в беседе с журналистами Евгений Волк, глава московского офиса фонда Heritage. - И с этой точки зрения Путин и Кремль добились успеха".
В том же ключе высказывается и Николас Гвоздев, редактор журнала The National Interest, в статье "По крайней мере, Путин получил то, что хотел", которую публикует газета International Herald Tribune. Указывая, что, хотя встреча G8, возможно, и не принесла прорыва в таких важных вопросах, как кризис на Ближнем Востоке, он подчеркивает, что, по крайней мере, Путину саммит помог значительно укрепить его внутреннее положение. Во-первых, потому что "для многих россиян отсутствие конкретных результатов было менее важно, чем имидж кипучего Путина, защищающего национальные интересы России и продвигающего российские видение того, как должны быть структурированы глобальные вопросы". В своей статье Гвоздев приводит одно из услышанных им мнений, согласно которому поведение Путина в роли хозяина G8 , по сути, рассеяло "последние призраки ельцинской эры, а именно имидж болезненного президента, смиренно принимающего "диктат" Запада в обмен на привилегию засветиться в компании лидеров тогдашней G7". Так, например, даже тот факт, что не удалось заключить с США договоренности по вступлению России в ВТО, был подан как смелая защита национальных интересов и признак того, что Путин, в отличие от Ельцина, не настолько жаждет одобрения, что готов уступить всем американским требованиям.
Во-вторых, Россия одержала и крупную внутриполитическую победу, отмечает автор статьи. Отказ большинства главных оппозиционных партий, включая Союз правых сил, "Яблоко" и "Родину", участвовать в саммите "Другая Россия" из-за присутствия на нем экстремистских и фашистских организаций не только усилил раскол и без того слабой оппозиции Путину, но и позволил Путину намекнуть, что участие в этом форуме представителей западных стран является свидетельством поддержки оппозиции ему лично, а не поддержки демократии в целом.
"Даже если на саммите родилось немного крупных инициатив, Путин может уехать из Константиновского дворца с удовлетворением от того, что саммит послужил его цели укрепления российской национальной гордости и стал вкладом в зарождающееся наследие Путина как человека, который изменил Россию", - заключает Гвоздев.
"Восьмой лишний"
Редакция газеты The Washington Times подвергает критике действия Владимира Путина в течение саммита в редакционном комментарии "Вызывающее поведение Путина" . "В то время, когда США проводят перекалибровку отношений с Россией, нельзя закрывать глаза на серьезный раскол в содержании совместного заявления и его (Путина) беспричинно враждебный сарказм во время пресс-конференции (с Джорджем Бушем). В свете геополитической важности России и ее неуклонного превращения в энергетическую сверхдержаву: США обязаны ради себя самих иметь с Россией лучшие из возможных отношений. Но России мы ничего не должны".
Газета снова поднимает вопрос о том, заслуживает ли Россия место в G8: "Своим поведением на выходных Россия на шаг приблизилась к тому, чтобы стать "восьмым лишним" в клубе индустриализированных демократий. Следует серьезно изучить полезность России в G8, и мы сомневаемся в том, заслуживает ли Путин приглашения в Германию на саммит в следующем году".
Опасный собеседник, которому все сходит с рук
На окончательную смену личного имиджа Путина указывает британская Daily Telegraph в статье "Путин избавляется от облика серого человека". "Некогда слывший серым бюрократом, Владимир Путин стал и более уверенным, и более хитрым", - пишет ее корреспондент Эдриан Бломфилд.
"Что делает Путина таким опасным собеседником, так это то, что он знает, как найти твое слабое место, и безжалостно этим пользуется, - сообщил ему один западный дипломат. - В отличие от других лидеров G8, он может использовать самый недипломатический язык, и это сходит ему с рук".
"Независимо от того, как сильно он унижает своих коллег, Путину, похоже, за это ничего не бывает. Частично это объясняется тем, что, несмотря на свой мрачный публичный облик, он очаровывает тех, кто встречается с ним в частном порядке - даже закаленных политиков", - пишет автор статьи, приводя в подтверждение свидетельства тех, кто с ним встречался: по их словам, создается впечатление, что Путин не просто прислушивается к каждому слову, которое произносит его собеседник, а соглашается с ним всем сердцем.
Так что когда на частном ужине подняли вопрос о демократии, Путин успокоил своих гостей, пообещав, что не нарушит российской конституции и уйдет в 2008 году. Лидеры этим обещанием удовлетворились.
"В реальности же, - указывает Daily Telegraph со ссылкой на дипломатов, - складывается впечатление, что другие лидеры не могут сделать почти ничего, чтобы обуздать автократические тенденции Путина. Россия, в отличие от всех других стран, кроме Америки, напрямую вовлечена во все крупные кризисы - вокруг Северной Кореи, Ирана и Израиля. И во всех трех кризисах ее взгляд на ситуацию отличается от взгляда Белого дома, а столкновения по вопросам демократии рискуют сделать Россию еще более упрямой на мировой арене".
Что русскому хорошо, то немцу смерть?
Оценку принципов энергетической безопасности, утвержденных в воскресенье лидерами "большой восьмерки", дает агентство UPI в статье "Энергетический план принесет большую пользу России": по мнению экспертов, в конечном итоге, подписанные документы могут быть более выгодными России, чем Европе.
"Россия оказалась на коне, - заявил Фридманн Мюллер, эксперт по энергетике Института международных дел и безопасности в Берлине. - Европейцы не достигли ничего в отношении Энергетической хартии или протокола о транзите".
Хотя соглашение, заключенное в рамках саммита, призывает Западную Европу и Россию к открытым и прозрачным рынкам и увеличению иностранных инвестиций, оно не является юридически обязательным. Тем не менее, от Европы ждут, что она пойдет на уступку первой и предоставит таким компаниям, как государственный российский энергетический гигант "Газпром", прямой доступ к европейским потребителям. "Газпром" уже не раз пытался купить компании в Европе, однако наталкивался на сопротивление европейцев.
По словам Александра Рара, эксперта по России в Германском совете по внешней политике, после заключенного соглашения западные фирмы, вероятно, будут все активнее вовлекаться в российские нефтяные и газовые проекты, но "крупные трубопроводы останутся под российским контролем".
Хотя Рар говорит, что энергетическое будущее Европы едва ли можно представить без России, по мнению Мюллера, зависимость от России может быть "опасна", и Германия должна попытаться избавиться от зависимости от дорогостоящей нефти и газа, которые обречены на подорожание, если продолжится эскалация международных конфликтов. "Мы должны готовиться к постнефтяной фазе, - подчеркивает Мюллер. - Берлин должен разрабатывать стратегию выхода из зависимости".