Адвокат по правам человека Роберт Амстердам считает, что Запад приносит демократию в жертву на алтарь выгоды.
Если российская государственная компания "Роснефть" на этой неделе приступит к первичному размещению акций на лондонской бирже, инвесторы, весьма вероятно, будут участвовать в отмывании денег. Во всяком случае, так воспринимает это мероприятие стоимостью в 11 млрд долларов Роберт Амстердам.
Амстердам - адвокат Михаила Ходорковского, некогда, в бытность его главой огромной нефтяной компании ЮКОС, известного как самый богатый человек в России.
Участь Ходорковского могла ускользнуть от внимания многих на Западе. Олигарх был арестован в 2003 году и обвинен в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В 2004 году начался суд, в результате которого в 2006 году Ходорковский был приговорен к 9 годам лишения свободы. Однако Амстердам твердо намерен это изменить. Он рассматривает размещение акций "Роснефти" как повод снова взяться за осуществление своей программы.
Амстердам, канадский адвокат, оказавшийся в центре одного из самых громких юридических дел за последние три года, привык к такого рода политическим баталиям. Его роль по отношению к Ходорковскому трансформировалась от роли адвоката к роли странствующего пророка, выступающего с предостережениями о распространении "энергетического империализма" президента России Владимира Путина.
Кремль, по словам Амстердама, пытается "приукрасить историю с Ходорковским, его сомнительным уголовным преследованием и делом ЮКОСа". IPO представляет собой не что иное, как "государственный грабеж", и всякий, кто купит акции, станет соучастником беззакония, которое позволяет Кремлю действовать, практически не огладываясь на международные законы.
Амстердам не одинок в своем мнении. Некоторые другие, в том числе Джордж Сорос и министерство иностранных дел и по делам Содружества, также ставят под вопрос нравственную сторону этого IPO. "Роснефть", обладающая запасами в 19 млн баррелей нефтяного эквивалента, является одной из крупнейших компаний мира. Ее благосостояние базируется на приобретении ею компании "Юганскнефтегаз", производственного подразделения ЮКОСа, проданного в ходе принудительного аукциона для возмещения долга, приписываемого Кремлем компании Ходорковского.
Покупка "Роснефтью" "Юганска" была воспринята как организованная государством попытка создать национальную нефтяную компанию, а развал ЮКОСа объяснялся политически мотивированной кампанией против Ходорковского.
Прямой и агрессивный стиль Амстердама сделал его врагом Кремля. В сентябре прошлого года, в день, когда прошло слушание по апелляции против заключения Ходорковского (которая была немедленно отклонена), в дверь Амстердама среди ночи постучали сотрудники ФСБ и сообщили, что у него есть 24 часа на то, чтобы покинуть Россию.
С тех пор Амстердам живет в Лондоне, но неустанно ездит по миру, работая над делом своего клиента, крича "с самой высокой горы изо всех сил", каждому, кто готов слушать. Недавно он встретился с экс-чемпионом мира по шахматам и демократическим политиком Гарри Каспаровым и Лехом Валенсой, а также посетил бундестаг.
Нравственная сторона сделки в качестве аргумента, может, и не убедит прагматичных инвесторов, но "опасный прецедент" этого IPO представляет угрозу для всех инвесторов в России, утверждает Амстердам. Дав ход делу ЮКОСа, которое базировалось на ретроспективных налоговых претензиях, и затем начав процесс выпуска акций, Кремль, считает Амстердам, "уничтожил всякое понятие безопасности собственности" в России.
Насколько это должно волновать адвоката человека, приговоренного к восьми годам лишения свободы в далекой Сибири, - спорный вопрос. Однако Амстердам полагает, что "безнаказанность", с которой Россия консолидирует то, что осталось от компании, принадлежавшей в прошлом его клиенту, напрямую связана с судьбой Ходорковского.
До тех пор пока правительства стран мира, финансовые институты, участвовавшие в оценке "Юганскнефтегаза" и IPO "Роснефти", и партнеры России в энергетической сфере будут продолжать давать России "зеленый свет" в отношении ситуации, подобной делу ЮКОСа и Ходорковского, его клиент будет оставаться в тюрьме, считает Амстердам.
В России Амстердама называют пиар-агентом Ходорковского и обвиняют в "политизировании" этого дела. Однако Амстердам говорит, что коррупция в ходе "показательного процесса" вынудила команду защиты Ходорковского начать работать публично. "Когда люди используют суд в качестве театральных подмостков, не остается другого выхода", - говорит он.
Выходящая за юридические рамки природа "Проекта", как называют люди, близкие к Ходорковскому и его команде, попытки добиться его освобождения, вовлекли Амстердама в царство энергетической политики. Ходорковский, по его мнению, стал "заложником" Кремля в его империалистических амбициях, и до тех пор, пока Запад не осознает существа этих амбиций, Ходорковский будет оставаться в тюрьме.
Но Амстердам думает, что Россию надо заставить принять международное право, включая Европейскую энергетическую хартию, договор, регулирующий международное энергетическое сотрудничество. "Когда Россия станет признавать правопорядок во всех сферах, но особенно в сфере энергетики, тогда можно надеяться на освобождение моего клиента".
Амстердам говорит: "Ходорковский оказался в тюрьме из-за культуры беззакония. Он останется символом развала системы правосудия в России. В тот момент, когда у россиян появится ответственность, произойдет психологическая трансформация, которая, на мой взгляд, начнет открывать двери тюрьмы".
Амстердам не виделся с Ходорковским с тех пор, как была отклонена апелляция. Сейчас его клиент заключен в "концентрационный лагерь" вблизи Краснокаменска. В начале этого года другой заключенный ударил Ходорковского ножом в лицо, что несколько оправдывает заявление Амстердама, что его первоочередная цель - просто сохранить жизнь Ходорковскому.