АНБ призналось в более масштабном сборе данных с телефонов и из интернета, чем было известно ранее. Если же АНБ не в силах получить доступ к устройствам, в дело вступает "команда черных сумок" ЦРУ, рассказывает специалист. Публичное разоблачение нанесет колоссальный урон американской разведке - вот почему США так жаждут заполучить Сноудена и его компьютеры.
Эдвард Сноуден и Гленн Гринуолд додумались, как дать ответный залп по тем, кто именует их изменниками и порнографами, пишет в блоге Foreign Policy журналист Элиас Гролл. Он предлагает назвать это "Большой кампанией по раскрутке Сноудена". Ее образчик - интервью Гринуолда в минувшие выходные о том, что у Сноудена есть "детальные схемы" методов АНБ и он может нанести США апокалиптический ущерб.
Правда, Гринуолд упирает на аргумент, что "слив" не нанес США реального урона. Теперь журналист "раскручивает" потенциальную опасность некоторых материалов, подчеркивая, что Сноуден их не публикует и, значит, не является изменником. Но этот тонкий аргумент не в силах перевесить сенсационный заголовок "Документы Сноудена могут стать "худшим кошмаром" для США", говорится в статье.
АНБ США призналось, что осуществляет гораздо более масштабный сбор данных о телефонных звонках и действиях в интернете, чем было известно ранее, пишет The Financial Times. По мнению газеты, АНБ утрачивает поддержку Конгресса, хотя первое время большинство законодателей вторило Белому дому, оправдывающему слежку ради борьбы с терроризмом.
"Джон Инглис, замдиректора агентства, сообщил комитету Конгресса, что АНБ собирало данные не только тех лиц, с которыми предполагаемые иностранные террористы общались в США", - пишет газета. Инглис сказал, что агентство может "совершать два или три прыжка" от человека, с которым вначале связался подозреваемый, до тех, с кем общался этот человек и дальше.
Члены комитета заявили, что АНБ вышло за рамки закона, и усомнились, что заново утвердят некоторые полномочия агентства.
Когда АНБ не может взломать ваш компьютер, начинается "работа с черной сумкой" ("black bag job") - выражение из жаргона ЦРУ, обозначающее незаконный и желательно незаметный обыск эти люди вламываются в ваш дом, заявляет в статье для Foreign Policy Мэттью М.Эйд, автор книг по истории спецслужб.
Во времена холодной войны под этим подразумевалось вскрытие сейфов, кража ключей к шифрам или фотографирование настроек шифровальных машин. Сегодня спецслужбы стремятся тайно получить доступ к компьютерным системам и электронным почтовым ящикам. Если АНБ не в силах осуществить это своими методами, в дело вступает "команда черных сумок" ЦРУ - люди, которые проникают в офисы и квартиры и незаметно устанавливают шпионские программы и "жучки".
Автор утверждает: за последние 10 лет агенты ЦРУ провели "более ста чрезвычайно деликатных "работ с черными сумками", дабы проникать в компьютерные системы и системы связи иностранных правительств и вооруженных сил, а также ряда "крупнейших в мире иностранных транснациональных корпораций".
Благодаря этим операциям ЦРУ АНБ в период после 11 сентября получила доступ к новым важным объектам слежки, особенно в Китае и других странах Азии. В Западной Европе на компьютере предполагаемого вербовщика сирийских боевиков-исламистов установили программы, позволяющие читать все электронные письма и отслеживать звонки по "Скайпу". Эйд подчеркивает: "Мне неизвестно о подобных операциях на территории США".
Тесное сотрудничество АНБ и ЦРУ - большое достижение, поскольку до недавнего времени эти ведомства "пламенно ненавидели друг друга", отмечает автор статьи. "Конкретный характер и масштаб работ, которые выполняются АНБ и ЦРУ друг для друга, - это чрезвычайно конфиденциальная информация, тем более что многие из этих операций направлены против друзей и союзников США", - пишет он.
Американские разведчики, с которыми пообщался автор, опасаются, что детали вышеописанных операций находятся в четырех лэптопах Эдварда Сноудена. Публичное разоблачение нанесет колоссальный урон американской разведке и поставит правительство США в крайне неудобное положение. "Вот почему власти США так жаждут заполучить Сноудена и его компьютеры", - заключает Эйд.
Между тем ФМС России рассматривает заявку Эдварда Сноудена о предоставлении ему временного убежища, пишет The Christian Science Monitor. Разоблачитель АНБ надеется, что уже через несколько дней сможет получить необходимые документы и покинуть аэропорт Шереметьево, где провел последние три недели.
Президент Путин, судя по всему, не очень рад принимать Сноудена на российской земле, полагает автор статьи. Помимо того, что бывший агент КГБ Путин, скорее всего, ненавидит все ценности, за которые ратует Сноуден, он находится под сильным давлением со стороны администрации Обамы. 16 июля пресс-секретарь Белого дома Джей Карни намекнул на "долгосрочные проблемы". Можно предположить, что под угрозой окажутся двусторонние встречи Путина и Обамы в рамках сентябрьского саммита G20 в Санкт-Петербурге.
"Отвечая на вопрос о значении дела Сноудена для отношений с США, Путин, по сути дела, обвинил Вашингтон в лицемерии при оказании активной поддержки правозащитникам в других обстоятельствах, но не в случае Сноудена", - говорится в статье The New York Times.
"Межгосударственные отношения, на мой взгляд, гораздо важнее, чем дрязги вокруг деятельности спецслужб", - отметил Путин. "У России независимая внешняя политика, и мы ее будем осуществлять. Надеюсь, что наши партнеры это понимают и отнесутся к этому спокойно, с пониманием", - сказал он.
Анатолий Кучерена, адвокат и член Общественной палаты, консультирующий Сноудена в Москве, подтвердил в среду, что Сноуден сможет покинуть транзитную зону Шереметьево через несколько дней и добавил, что Сноуден "не исключает возможности" подать просьбу о предоставлении российского гражданства.
По заказу MailOnline эксперт-графолог проанализировала почерк Эдварда Сноудена, сообщает The Daily Mail. Эксперт Линда Лорен ознакомилась с официальным рукописным прошением Сноудена об убежище в России: документ был продемонстрирован в эфире российского телевидения.
"Эта подпись характерна для человека, неуверенного в себе и тихого, но расчетливого. Он держит все при себе, он не столько интеллектуал, сколько аналитик. Это почерк человека недоверчивого, озадаченного, эмоционального и отчаявшегося", - говорится в заключении эксперта. По словам Лорен, писал человек, у которого мало вариантов действий и нет понимания общей картины и его роли в ней, передает таблоид.
Также по теме:
Британская разведслужба не нарушала закон, пользуясь программой PRISM (The Wall Street Journal)