Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 июня 2003 г.

Питер Бейкер | The Washington Post

Российский эксперт по США вручит верительные грамоты в Канаде

Высокая международная дипломатия не всегда вершится в богато украшенных залах и кабинетах. По крайней мере из опыта Георгия Мамедова следует, что иногда все происходит в местах, совсем не похожих на Вашингтонский театр.

Это было несколько лет назад, в один из периодов напряженности, когда Россия и США пытались понять, как им быть если не друзьями, то хотя бы не врагами. Их отношения поставили под угрозу планы США расширить НАТО на территории, которые когда-то были государствами-сателлитами СССР.

Однажды вечером, когда заместитель российского министра иностранных дел Мамедов распутывал проблему с заместителем госсекретаря Строубом Тэлботтом, они решили сделать перерыв и посмотреть научно-фантастический фильм "День Независимости". Потом, как пишет Тэлботт в своей книге "Рука России. Мемуары о президентской дипломатии", они пошли в ресторан, где обсуждали, могут ли иностранцы, наводнившие Белый дом, быть полноценными членами НАТО.

Около 33 лет Мамедов является экспертом Москвы во всем, что касается Америки, вплоть до его любимых голливудских фильмов. Последний десяток лет он ведет самые серьезные переговоры между Россией и США по таким вопросам, как НАТО, контроль над вооружениями и Косово. Но на прошлой неделе он собрал вещи и отправился к месту нового назначения - послом в Канаду, выразив при этом удовольствие по поводу того, что его работа с США закончена.

"Я настроен оптимистично, ? заявил он за чашкой кофе в гостиной МИДа в небоскребе сталинской эпохи. ? Это не означает, что все наши позиции совпадают. Это не означает, что по каким-то вопросам мы не обмениваемся взаимными обвинениями. Но общие тенденции благоприятны".

То, что Мамедов может так говорить после разногласий из-за решения президента Буша начать вторжение в Ирак, свидетельствует о глубине изменений, которых он и его коллеги в последних трех американских администрациях добились, проходя порой через очень болезненные моменты.

На долю Мамедова - с его знанием разговорного английского и пристрастием к американской культуре - не раз выпадала задача смягчения самых острых противоречий. Он помог убедить Вашингтон осуществлять экспансию НАТО медленно, успокоил американцев, когда президент Ельцин послал танки к российскому парламенту. Вместе с Тэлботтом он добился того, что Украина отказалась от ядерного оружия, которое унаследовала после распада СССР.

"Конечно, он участвовал в трансформации отношений еще в эпоху Горбачева и даже раньше, ? заявил посол США в Москве Александр Вершбоу, который познакомился с Мамедовым в 1980-х. ? Он всегда довольно агрессивно и красноречиво защищал их интересы, но оставался хорошим партнером. Все американские послы, имевшие с ним дело, считают его человеком, который способен добиться результата".

Действительно, в течение 12 лет каждая американская администрация передавала его своим преемникам с хорошими отзывами. В нынешней администрации Буша партнером Мамедова стал заместитель госсекретаря Джон Болтон.

Только в апреле, говорит Мамедов, он, Болтон и французский дипломат согласовывали совместное заявление "Большой восьмерки", в котором выражалась озабоченность по поводу возможной разработки Ираном ядерного оружия. Заявление смягчило давние трения с Вашингтоном, который оказывает давление на Россию, добиваясь прекращения строительства атомного реактора в Иране.

55-летний Мамедов в толстых очках и сером костюме по-прежнему похож на советского дипломата, которым он когда-то был, но корни его карьеры прослеживаются намного дальше. Его отец, Энвер Мамедов был главным пропагандистом коммунистической партии в правительстве Брежнева. Закончив МГИМО, Юрий, как тогда звали Георгия, в 1970 году пришел в Институт США и Канады и стал протеже Георгия Арбатова - в то время ведущего советского специалиста по Америке.

Четыре года Мамедов работал в советском посольстве в Вашингтоне и произвел впечатление на американцев, которые называли его Джорджем, но при этом подозревали, что он работает на КГБ. Его карьера едва не закончилась в 1981 году: его тогдашняя жена в течение 12 дней добивалась политического убежища, жалуясь на то, что он плохо с ней обращается, но потом передумала. Хотя Мамедова отозвали в Москву, политически он выжил и до 1991 года возглавлял американский департамент МИДа, после чего был назначен заместителем министра.

Мамедов любит фильм "Крестный отец" и может долго его цитировать. Он обожает романы Джона ле Карре. В интервью он упоминал "Молчание ягнят" в качестве метафоры дипломатии. Он внимательно следит за американской внутренней политикой и знает ее настолько хорошо, что мог острить по поводу скандалов вокруг Enron и WorldCom, когда они только разгорались.

Почти 10 лет Мамедов ждал назначения в Канаду, но всегда мешали те или иные кризисы. Теперь он наконец отправляется в Оттаву, заявив, что российско-американские отношения проживут и без него.

"Они необратимы, ? заявил он. ? Впервые не из-за химической, не из-за ядерной угрозы, а по прагматическим соображениям мы гораздо чаще сотрудничаем, чем соперничаем".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru