Выгоду от бума получают злые - добрые оказываются в проигрыше
Приверженцам теорий заговора разнообразный материал предлагает нефтяной атлас мира: почему на огромных запасах нефти, газа и других высокодоходных сырьевых ресурсах этого мира сидят авторитарные режимы? Почему демократические страны столь зависимы от поставок этих деспотов? Вопрос щекотлив - ведь нефтяной бум ведет к гигантским переменам в распределении благ и изменяет сложившееся соотношение сил в мире.
На самом деле пользу из энергетического бума извлекают не только традиционные нефтедобывающие государства Персидского залива, но и более или менее подозрительные страны, раскиданные по всему земному шару: левые популистские правительства, например Уго Чавес в Венесуэле, исламистские государства вроде Ирана или авторитарные страны Африки, Центральной Азии, а также Россия. Как показывает тенденция, эти нефтедобывающие государства нестабильны, непредсказуемы - и страшно богаты. Их порою путаные заявления постоянно подстегивают рост цен на нефть.
Основой нового миропорядка являются нефтяные ресурсы - стоимость которых в связи бумом сильно растет. При цене в 200 долларов за баррель подтвержденные запасы нефти стран Персидского залива будут стоить 95 трлн долларов - достаточно, чтобы купить все предприятия мира, котирующиеся на бирже, утверждает Morgan Stanley. Уже при цене в 130 долларов за баррель между импортерами (нами) и экспортерами (подозрительными странами) происходит ежегодный трансферт благ в размере 2 трлн долларов. Часть из них поступает обратно в виде заказов немецким предприятиям, но за растущую инфляции и снижение темпов роста экономики нам приходится платить из собственного кармана.
С этим связано и перераспределение власти. Тон теперь все больше задают не ведущие индустриальные государства, а продавцы сырья. Это влияет и на решение актуальных кризисных ситуаций: встреча министров финансов G8 оказалась безрезультатной, теперь все надежды возлагаются на энергетический саммит в Саудовской Аравии, который состоится в ближайшие выходные.
При этом новое соотношение сил проявляется на различных уровнях. Ведущие индустриальные государства зависят не только от поставок энергоносителей, но косвенным образом также и от капиталов нефтедобывающих стран, ибо те делают инвестиции в западные предприятия через свои государственные фонды. Кроме того, ведущие индустриальные государства утрачивают мировое влияние. Например, влияние на Иран - который благодаря своей роли на нефтяном рынке чувствует себя неприкосновенным как с политических, так и военных позиций. Что же касается экономической политики, то, если раньше МВФ подстегивал рыночные реформы во всем мире, сегодня эту его миссию делят латиноамериканский Банк Юга и непосредственно Уго Чавес - они-то и задают тон.
Также по теме:
Время крутых парней (Newsweek)
Начинается отчаянный эндшпиль нефтяной эпохи (The Independent)