Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 марта 2002 г.

Франческо Бигацци | Panorama

В России отсутствует контроль за радиоактивными материалами

Эту сцену продолжают показывать по многим российским телеканалам. Ее видели уже десятки миллионов телезрителей. Телекамера зафиксировала встречу группы мужчин, среди которых был и сотрудник ГРУ, в одном из баров на окраине Москвы, пользующемся дурной славой.

Предметом обсуждения стал страшный груз: чуть больше килограмма урана 235. Такого количества вполне достаточно для создания ядерного боеприпаса большой мощности. За "товар" запросили 30 тысяч долларов. В помещение врываются сотрудники спецслужб и задерживают всех участников встречи. Эту операцию можно было бы назвать простой полицейской операцией, если бы в конце сюжета не прозвучала фраза: "А если бы уран купили террористы?". Этот телесюжет является частью кампании по мобилизации национального общественного мнения, развернутой Москвой после трагических терактов 11 сентября прошлого года. Эта кампания становится все более настойчивой. После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне перед Кремлем открылись перспективы, о которых еще несколько месяцев назад он не мог и мечтать: речь идет о новом уровне сотрудничества с Белым домом и, прежде всего, возможности существенно пополнить российскую казну.

В обмен на это Москва, помимо сотрудничества в борьбе с исламским терроризмом, должна обеспечить безопасность огромных арсеналов оружия массового поражения на гигантском пространстве бывшего Советского Союза. Это слишком масштабный проект для России Путина и ее опустевшей казны. Вот почему президент и его ближайшее окружение пытаются ускорить процесс налаживания сотрудничества между Соединенными Штатами и Россией в области безопасности. Первым и главным шагом в этом направлении стало открытие в Москве центра по обеспечению безопасности арсеналов ядерного и химического оружия. Но и в этой инициативе задействованы лишь американские капиталы: американский медиа-магнат Тед Тернер и бывший американский сенатор Сэм Нанн выделили первоначальную сумму в 6 миллионов долларов для того, чтобы этот центр начал действовать. Эти средства, подчеркнул Тернер, "должны помочь российским и американским ученым найти высокотехнологичные решения для искоренения терроризма".

На самом деле, Россия - страна большого риска. После 11 сентября президент Владимир Путин попытался убедить новых западных союзников в том, что в России гарантирована безопасность всех "опасных" объектов. Но обеспечение безопасности требует больших средств, а у России их нет. Попытка их раздобыть может усугубить эту проблему вместо того, чтобы облегчить ее решение. Такая ситуация возникла, например, после того, как российский парламент одобрил законопроект о создании специального центра по переработке радиоактивных отходов, ввезенных из-за рубежа.

Россия действительно намерена импортировать 20 тысяч тонн радиоактивных отходов и перерабатывать их в рамках программы, разработанной российским нобелевским лауреатом в области физики Жоресом Алферовым. Несмотря на ожесточенное сопротивление экологов, правительство, как представляется, не намерено отказываться от этого проекта, который должен в течение 10 лет принести казне 24,1 миллиарда евро.

Россия - самая большая страна в мире: она простирается на 11 часовых поясов, и возможность приобретения в России радиоактивных материалов, не только урана 235, также велика. Некоторые объекты ? их немного - на самом деле охраняются должным образом, другие же вполне доступны для хорошо организованных террористов и преступников. Помимо 6 тысяч ядерных боеголовок на территории России находятся более 30 АЭС, 80 списанных атомных подводных лодок в портах Кольского полуострова, и, наконец, разбросанные по всей стране институты, занимающиеся исследованиями в области создания ядерного оружия.

Многие из этих исследовательских учреждений располагают экспериментальными ядерными реакторами. По словам директора ЦРУ Джорджа Тенета, за последние 10 лет из исследовательских центров было похищено неизвестное количество материалов, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия. В период с 1991 по 1999 годы в России были предотвращены по крайней мере 23 попытки хищений подобного рода.

Не менее тревожная ситуация сложилась и в сфере химического оружия. В декабре прошлого года Россия объявила о том, что в 2007 году она не сможет приступить к уничтожению запасов химического оружия в соответствии с международными договорами. Весь мир, затаив дыхание, должен ждать наступления 2012 года, если, конечно, не возникнут другие задержки, когда начнется уничтожение 40 тысяч тонн боевых химических веществ, самого большого арсенала в мире.

Но это лишь официальные данные. В действительности, ситуация намного сложнее. Химик Лев Федров, президент Союза за химическую безопасность, опубликовал исследование, в котором он обрисовал реальную ситуацию. "Существуют, - говорится в документе, - 400 центров хранения химического оружия. По нашим данным, там находятся 170 тысяч тонн опасных материалов".

Официальная цифра в 40 тысяч тонн относится только лишь к боевым отравляющим веществам, произведенным в Советском Союзе после 1946 года". В докладе есть единственный положительный момент: "Биологическое оружие находится под строгим контролем и хранится в пяти институтах, три из которых относятся к военному ведомству".

Источник: Panorama


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru