В понедельник президент России Владимир Путин решительно высказался против проведения военной операции в Ираке, развеяв последние надежды на то, что Москва может поддержать резолюцию ООН, санкционирующую начало военных действий.
Тем не менее ряд российских дипломатов и экспертов расценили решение США и Великобритании, отозвавших проект новой резолюции ООН, как наилучший исход для Москвы в нынешних обстоятельствах.
Нарушив долгое молчание, Путин заявил на встрече с религиозными лидерами из Чечни, что война была бы ошибкой, чреватой самыми серьезными последствиями.
Он предпочел не употреблять слово "вето" и не вдаваться в детали происходящего в ООН, однако подчеркнул, что иракская проблема должна быть решена исключительно дипломатическими и политическими методами.
В последние дни высокопоставленные американские дипломаты дали понять, что, по их мнению, Россия вряд ли поддержит военную операцию, и начали искать пути минимизации ущерба для долгосрочных отношений с Москвой.
Ряд российских политиков и экспертов предостерегали Москву от использования права вето, которое могло бы нанести серьезный ущерб отношениям с США.
По словам заместителя министра иностранных дел России Юрия Федотова, в новой резолюции по Ираку нет необходимости, а глава внешнеполитического ведомства Игорь Иванов заявил, что в нынешних резолюциях нет законной основы для нанесения удара по Ираку.
Как считает один высокопоставленный западный дипломат в Москве, негативное отношение России к военной операции против Ирака отчасти объясняется завышенными ожиданиями Москвы в отношении компенсации, которую она рассчитывала получить за поддержку Вашингтона после событий 11 сентября, а также надеждой на то, что главный удар примет на себя Франция, поскольку мир до сих пор заинтересован в хороших отношениях с Россией.
Он считает, что негативное отношение к военной операции против Ирака сильнее скажется на отношениях США с Францией и Германией, чем с Россией, которая заняла в данном вопросе менее категоричную позицию.
По словам дипломата, у Путина оказались связанными руки из-за поддержки, оказанной им Франции, а также из-за неоднократных жестких заявлений российского МИДа. Новый министр иностранных дел Китая Ли Чжаосин подтвердил позицию Китая по иракскому вопросу, подчеркнув, что мир сейчас балансирует на грани войны.
Выступая в понедельник в СБ ООН, китайский министр заявил: "Позиция Китая - ясная и последовательная: иракская проблема должна быть урегулирована в рамках ООН, а, для того чтобы избежать войны, политическое решение должно быть найдено путем диалога".