Странный документ представляет из себя это письмо "служителей Аллаха" к "служителям Французской Республики", угрожающее "ввергнуть Францию в пучину террора и угрызений совести" и "утопить ее в крови". Ни одной из антитеррористических служб абсолютно ничего не известно об "отряде Бараева", от имени которого написан этот 2-страничный документ.
В парижском почтовом отделении на улице Лувра, куда пришло несколько экземпляров этого послания, полицейские эксперты просеяли огромное количество писем. Безуспешно. Конверты, марки и бумага были направлены в Нантскую лабораторию для анализа возможных биологических следов или отпечатков ДНК. Но надежды мало.
"В отсутствие штампа или ключевого слова мы не в состоянии установить предъявителя требований. До сих пор эта группа никак не заявляла о себе. Поэтому очень трудно оценить достоверность ее угроз. Предупреждение, манипуляция, розыгрыш - все возможно".
Карл Мартелл. Поскольку материальных улик нет, приходится довольствоваться анализом текста. Но и здесь трудно за что-то зацепиться. Хотя содержание послания в целом вписывается в логику радикального исламизма, его стиль вызывает вопросы. Некоторые отсылки, например к Карлу Мартеллу (4 октября 732 г. близ Пуатье франкская тяжелая конница и пехота под командованием франкского правителя Карла Мартелла разгромили вторгшихся из Испании арабов, остановив тем самым их продвижение по Европе. - Прим. ред.), для исламистов необычны.
Однако документ заканчивается ссылкой на третью суру Корана. Она же фигурирует на кассете, найденной в фургоне неподалеку от мадридского вокзала, вместе с семью взрывателями. Случайность это или нет, следователи определенно не утверждают. А министр внутренних дел Николя Саркози считает "возможным", что речь идет о провокации ультраправых.
"С точки зрения опасности терактов во Франции еще большую обеспокоенность, чем письмо отряда Бараева, вызывают у нас два факта, - говорит аналитик из Генерального управления внешней безопасности (DGSE, французской контрразведки. - Прим. ред.). - Первый - это недавнее заявление Аймана аз-Завахири, который ставит Францию после принятия закона о хиджабе в один ряд с США и Израилем. Второй - это активизация магрибинских подпольных сетей. Для них Франция является прежде всего бывшей колониальной державой, и ее дипломатическая позиция по Ближнему Востоку ее не защищает".
В коммюнике, распространенном 24 февраля 2004 года эмиратским телеканалом "Аль-Арабийя", глава военного комитета "Аль-Каиды" произнес обвинительную речь против "Франции, страны свобод, которая защищает право обнажаться и предаваться разврату, но борется против целомудрия и стыдливости".
В этом заявлении нет прямой угрозы, но его автор явно хотел показать, что "запрет на ношение платка свидетельствует о моральном двуличии", на котором якобы строится западная политика. Выступая с обличением "все той же системы", аз-Завахири проводит знак равенства между "запрещением хиджаба во Франции", "разрушением домов в Палестине" израильской армией и "пытками, которые применяет Америка к мусульманским узникам, томящимся в клетках Гуантанамо".
Усиление бдительности. В 2003 году в Лондоне и Милане, в Ла-Курневе и Франкфурте европейским странам удалось предотвратить теракты, которые готовили сторонники магрибинских исламистских организаций. В 2002 году испанцы также раскрыли подпольные ячейки "Аль-Каиды". В силу баскской угрозы уровень бдительности в Испании считался одним из самых высоких в Европе.
"Спецслужбы добиваются успехов, - считает эксперт, - но с террористами приходится вести постоянную гонку".