За несколько дней до того, как Рафик Харири был убит, этот ливанский политик принял в своем особняке Валида Джумблата, лидера ливанских друзов (арабов, которые отошли от ислама и исповедуют свою секретную веру). Харири предупредил своего старого друга: за ним охотятся сирийцы.
"Он сказал мне, что в ближайшие две недели убьют или меня или его, - сообщил Джумблат в интервью The Times. - Он знал, что что-то должно произойти".
Так и случилось - 14 февраля Харири погиб в результате взрыва бомбы, которая, как полагают, была заложена под днище его автомобиля.
Этот взрыв отразился эхом во всем мире. Сотни тысяч ливанцев вышли на демонстрацию в Бейруте, мировая общественность стала более настойчиво требовать вывода сирийских войск из Ливана, и был дан большой импульс демократическому движению на Ближнем Востоке.
Сирия делает заявления о своей непричастности к покушению, и пока не было обнаружено неопровержимых доказательств того, что Сирия была связана с убийством Харири. Но события, которые привели к убийству этого ливанского политика, и интервью, которые дали не менее десяти западных, ливанских и даже сирийских официальных лиц, не оставляют сомнений в том, что план убийства был разработан в Сирии.
The Times получила информацию о том, что Харири вызвал гнев сирийцев, выступив в поддержку резолюции ООН, которая требовала от Сирии прекратить вмешательство во внутренние дела Ливана. Еще задолго до убийства Харири, официальные лица США и ООН предупреждали сирийские власти, чтобы они не причиняли никакого вреда этому ливанскому политику.
В середине января, под давлением Сирии, ливанское правительство лишило Харири отряда охраны из 70 человек. Сразу же после убийства Харири место покушения было очищено, чтобы уничтожить доказательства причастности Сирии к покушению.
"Судя по всему, других версий покушения нет", - сказал высокопоставленный западный дипломат.
Убийство Харири, миллиардера строительного бизнеса, который восстанавливал свою страну после 15 лет гражданской войны, произошло после того, как произошло ухудшение отношений между Харири и президентом Сирии Башаром Асадом.
В августе Сирия, на которую США усилили давление с требованием вывести сирийские войска из Ливана, внесла изменения в конституцию Ливана, с тем чтобы увеличить срок пребывания у власти ливанского президента Лахуда, который является союзником Сирии.
Харири, который в то время являлся союзником Сирии, был в оппозиции к Лахуду и яростно критиковал изменения, которые были внесены в ливанскую конституцию. Тогда Асад вызвал ливанского политика в Дамаск, и во время встречи, которая продолжалась 15 минут, сказал Рафику Харири, что решение принято и что Сирия рассчитывает на то, что Харири поддержит внесенные в конституцию поправки во время голосования в ливанском парламенте.
Харири вернулся в Ливан и поехал прямо в свою летнюю резиденцию, которая находится в горах возле Бейрута. Бывший помощник вспоминает, что Харири, который был в подавленном настроении, сказал: "Для них (сирийцев), мы все - муравьи".
Но Харири удалось отомстить. Используя свои связи с президентом США Бушем и президентом Франции Шираком, Харири добился того, что Совет безопасности ООН принял резолюцию 1559 с требованием к Сирии вывести свои войска из Ливана. Правда, помощники Харири отрицали его причастность к принятию резолюции ООН.
Первого октября прошлого года в столице Ливана Бейруте произошло покушение на жизнь бывшего министра экономики Ливана Марвана Хамадеха, который был другом Рафика Харири. Тогда Хамадех был серьезно ранен в результате взрыва автомобиля, начиненного взрывчаткой, и был убит телохранитель бывшего министра.
То покушение было истолковано как предупреждение лидеру друзов Валиду Джумблату.
Через две недели после этого Харири ушел в отставку с поста премьер-министра. Он стал центром притяжения оппозиционных Сирии сил, и ожидалось, что в качестве лидера антисирийских сил Харири примет участие в парламентских выборах в мае этого года.
После попытки покушения на Марвана Хамадеха Париж и Вашингтон предупредили Дамаск о недопустимости причинения вреда лидерам оппозиции, в частности Харири и Джумблату. Заместитель госсекретаря США Ричард Армитедж повторил это предупреждение на встрече с президентом Асадом в Дамаске, которая состоялась второго января этого года.
Но в конце января Харири был лишен отряда охраны, который состоял из 70 бойцов ливанских сил безопасности. Харири стал мишенью для атак в прессе со стороны просирийских фигур. Были арестованы несколько сотрудников благотворительных организаций, которыми руководил Харири.
Но ливанский политик был уверен в том, что сирийцы не посмеют его тронуть, так как он находился под защитой Вашингтона и Парижа. Но вскоре Харири перестал быть уверен в своей неуязвимости. 10 февраля представитель генерального секретаря ООН по ближневосточному урегулированию Терье Род-Ларсен встретился в Дамаске с президентом Сирии и попросил его начать диалог с ливанским политиком с целью урегулировать возникшие разногласия. "Ларсен знал, что, если в ближайшее время не начнется такой диалог, все может очень плохо кончиться ", - говорит источник в ООН.
Через два дня Харири пригласил в свой дом Джумблата, и во время этой встречи предсказал свою смерть.
Эхо от мощного взрыва, который произошел в полдень в день Святого Валентина, было слышно по всему Бейруту. В центре города от взрыва вместе с Харири погибли еще 18 человек.
После взрыва ливанские силы безопасности быстро очистили это место от остатков взрывного устройства и всех возможных улик. Вначале убийство пытались приписать исламским боевикам. Три сирийских министра в интервью The Times отрицали причастность Харири к убийству. Но никто из них не выдвинул альтернативную версию убийства, и это несмотря на то, что Сирия имела в Ливане разветвленную сеть спецслужб.