Киллеры, убившие журналиста в 2000 году, были осуждены, но заказчики до сих пор неизвестны
"Те, кто убил моего сына, до сих пор не в тюрьме". Леся Гонгадзе, мать украинского журналиста, жестоко убитого осенью 2000 года, не скрывает горечи по окончании суда над убийцами.
Обезглавленное тело
Вот уже восемь лет близкие Георгия Гонгадзе ждут правды о заказчиках его убийства. Субботний вердикт подтвердил их опасения: осуждены были только исполнители. Трое бывших милиционеров - Валерий Костенко, Александр Попович и Николай Протасов - приговорены к 12 и 13 (Протасов) годам тюрьмы. Труп Гонгадзе с самого начала всем мешал, в первую очередь, правосудию и политическим кругам. Основатель интернет-журнала "Украинская правда" Георгий Гонгадзе был известен своими критическими статьями против постсоветского склеротического режима, олицетворением которого был тогдашний президент Леонид Кучма. В сентябре 2000 года журналист исчез, а его обезглавленное тело было найдено только через два месяца в сотне километров от Киева.
Тайна, покрывающая его смерть, произвела эффект разорвавшейся бомбы, особенно после представления в парламенте записи, подтверждающей непосредственную причастность к убийству Леонида Кучмы. На этих кассетах голос, похожий на голос президента, требует, чтобы Гонгадзе отдали "чеченцам", мафии, которая обычно делает черную работу. Десятки тысяч человек вышли на улицы, требуя отставки Кучмы. Это движение стало прелюдией к "оранжевой революции", одним из самых ярких символов которой был Гонгадзе. Когда, через четыре года после гибели журналиста, "оранжевый" лидер Виктор Ющенко пришел к власти, все надеялись на раскрытие этого дела.
Сомнительное самоубийство
Но дважды исчезали ключевые свидетели. Генерал Алексей Пукач, глава Департамента внешнего наблюдения МВД и непосредственный начальник троих обвиняемых, бежал за границу. Бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко тоже избежал правосудия. Незадолго до слушаний в суде он был найден мертвым в своем доме. Сомнительное самоубийство, оставившее следы от двух пуль на его черепе. Восемь лет спустя после смерти Гонгадзе "оранжевая" власть так и не смогла пролить свет на это дело. "Опасно, если все поверят, что дело раскрыто, - напоминает Софья Машовец из киевского Института массовой информации. - Был убит журналист, а его убийцы сегодня все еще на свободе".