США и ЕС в ответ на крымский референдум ввели санкции против ряда чиновников. Меры оказались настолько слабыми, что российские рынки ответили на них ростом. Обама "знает, как причинить боль", иронизируют СМИ. Аналитики полагают, что Запад не введет "подрывных" или "катастрофических" санкций, пока Путин не перейдет еще одну грань дозволенного, например, открыто введя войска на Украину.
В понедельник США и их европейские союзники ввели ряд экономических санкций против России, пытаясь убедить президента Путина ослабить хватку в отношении Крыма и снизить напряженность в условиях кризиса, напоминающего недобрые времена холодной войны, пишет корреспондент The Christian Science Monitor.
"Новые санкции направлены против семи российских и четырех вышедших из-под контроля Украины чиновников, которых США обвиняют в пособничестве вторжению Москвы на стратегически важный черноморский полуостров", - сообщает автор. Любые активы, которые эти люди имеют в пределах досягаемости финансовых учреждений США, будут заморожены.
Среди перечисленных кремлевских чиновников - Сергей Глазьев и Владислав Сурков. В числе подпавших под санкции украинцев - только что провозглашенный премьер-министр формально не признанной Республики Крым Сергей Аксенов и спикер крымского парламента Владимир Константинов. Виктор Янукович попал в этот список, сам же Путин - нет. Главы "Газпрома" в перечне также нет, уточняет автор.
"Почувствуются ли эти санкции в действительности?" - задается вопросом журналист. Американские чиновники утверждают, что почувствуются.
"Санкции против России: европейцы ударили не так сильно, как американцы", - Le Monde. Осудить, не исключив возможности переговоров, наложить санкции, не разорвав диалог: введенные 17 марта Евросоюзом санкции против двух десятков российских и крымских чиновников - это максимум, на что способна единая Европа на данном этапе. Страны европейского Юга, выступающие против поспешных действий, и "реалисты" с Севера смогли нащупать срединную линию, говорится в статье.
Один из министров иностранных дел ЕС резюмировал мораль произошедшего без экивоков: "Будем реалистами: без военного вмешательства мы не в силах изменить текущий статус Крыма".
Страны ЕС - по крайней мере, часть из них - все еще хотят верить в возможность создания международной координационной группы, в которой будут рады даже Китаю. Она могла бы включить в себя Россию, ЕС, Совет Европы, ОБСЕ и страны, способные повлиять на Москву. Поскольку надежда на такое развитие событий еще жива, министры отказались переходить к "третьей фазе" санкций. Пока неясно, будет ли принято решение об их расширении на встрече глав государств и правительств Евросоюза, которая состоится 20 и 21 марта в Брюсселе. "Все будет зависеть от реакции Путина", - заявил изданию источник в дипломатических кругах.
В заключение Le Monde приводит список должностных лиц, в отношении которых ЕС ввел санкции.
Ожидается, что уже сегодня президент Путин огласит свой "ответный список", утверждает The Daily Beast. В России "окончательный перечень пока разрабатывается, но в него войдут высшие чиновники администрации Обамы и заметные американские сенаторы: это попытка дать приблизительно "зеркальный" ответ на американские санкции в отношении российских чиновников и депутатов", - пишет автор, ссылаясь на источники в дипломатических кругах.
Сенатор Джон Маккейн объявил: "Для меня станет большой честью попадание в этот список". Он добавил, что на его финансы это не повлияет.
Маккейн заметил: санкции по принципу "око за око" вряд ли подействуют. Он ратует за более серьезные меры. "В том числе предлагает немедленно вооружить украинскую армию (пока администрация США отвергла эту идею), пообещать помочь с долгосрочным развитием украинской армии, пересмотреть подход США к Путину и возобновить проекты ПРО США в Восточной Европе", - говорится в статье.
Со своей стороны, в администрации США заявили, что вчерашние санкции - лишь первые шаги, призванные усилить давление на Путина, но дающие ему шанс на деэскалацию.
Целью объявленных 17 марта Бараком Обамой санкций против России и ее пособников на Украине было причинение им экономического ущерба. Справедливой оценкой адекватности принятых мер стала реакция российского фондового и валютного рынков: оба от радости подскочили вверх, сообщает The Washington Post.
Пока Владимир Путин соответствует представлениям о своей воинственности или даже превосходит их, ответные действия США и их союзников не дотягивают до сделанных ими угроз и до ожиданий рынков. Если Запад резко не усилит меры против олигархов, "денежных мешков" и банков, поддерживающих российский режим, результатом, скорее всего, будет новая агрессия.
17 марта Белый дом применил санкции в отношении 7 российских чиновников и 4 украинских, Евросоюз - в отношении 21 должностного лица. Единственная хорошая новость заключается в том, что подписанный Обамой указ дает его администрации возможность действовать шире.
"Еще не поздно заставить Путина пересмотреть его курс, однако для этого Запад должен опередить его, принимая санкции, наносящие настоящую боль, а не ждать нового акта агрессии, чтобы на него ответить", - призывает издание.
Барак Обама грозил Путину "последствиями", если тот пойдет до конца с референдумом в Крыму, однако даже российский президент вряд ли мог предположить, что они будут такими слабыми, полагает The Wall Street Journal.
Как написал у себя в Twitter Алексей Навальный, "Обама только развеселил всех наших жуликов и ободрил их". Так и вышло. "По-моему, какой-то шутник писал проект указа Президента США)", - написал у себя в микроблоге вице-премьер Дмитрий Рогозин, один из чиновников в списке Обамы.
Всего США применили санкции против 7 россиян и 4 украинцев, "угрожающих суверенитету и территориальной целостности Украины". В список попали лишь два влиятельных россиянина - путинский "фикcер" Владислав Сурков и советник президента, отвечающий в Кремле за киевское досье, Сергей Глазьев.
"После стольких угроз из Белого дома эти санкции, скорее всего, лишь укрепят уверенность "сильных мужчин" России в том, что Обаме конфронтация не по душе", - предсказывает WSJ.
Санкции - несовершенный инструменты внешней политики, однако слабая экономика России и ее зависимость от западных рынков дают Европе и США серьезные рычаги давления на нее. "Объявленные Обамой санкции хуже, чем бесполезные, потому что их главным эффектом будет выставление Америки слабой", - сетует издание.
15 марта в Совбезе ООН состоялось голосование по резолюции о признании референдума в Крыму незаконным. 13 стран проголосовали "за", Россия - "против", а Китай, всегда яростно защищающий принцип суверенитета, - воздержался. "Почему? - интересуется The Wall Street Journal. - Даже Пекину непросто это объяснить".
Представитель китайского МИДа Цинь Ган заявил, что "Китай всегда выступает за уважение суверенитета и территориальной целостности любого государства, Китай всегда придерживается этого основного внешнеполитического курса". Однако, добавил он, также необходимо учитывать "сложные исторические предпосылки" и "современные реалии". "У Тибета, Синьцзяна и Внутренней Монголии есть свои сложные исторические предпосылки", - замечает по этому поводу издание.
В WSJ полагают, что "Пекин выступает с Москвой против западного порядка, потому что демократических восстаний он боится больше, чем сепаратистских движений". "Вызов со стороны меньшинств легко подавить, а поддержка КПК среди ханьского большинства слабее, чем кажется", - отмечает газета.
"Авторитарные правители держатся вместе, когда возникает риск демократического заражения", - продолжает WSJ. После начала в 2011 году "арабской весны", хватило нескольких электронных писем китайских диссидентов о "жасминовой революции", чтобы китайский аппарат безопасности начал закручивание гаек, которое продолжаются до сих пор.
То, что Китай бросил Украину, заставит задуматься Центральную Азию, говорится в статье. Киев предоставил Пекину доступ к советским военным технологиям, которые не хотела продавать Москва. "Центральноазиатские страны также давали Пекину доступ к своим природным ресурсам, чтобы вывернуться из лап Москвы. Теперь они могут осознать, что Китай - ненадежный друг", - пишет издание.
17 марта президент Обама подписал указ, замораживающий американские счета 7 российских чиновников. "Теперь они не могут получить свои деньги. Более того, он направил вице-президента в Европу для консультаций с "международными союзниками". Вот "последствия", которыми Обама грозил две недели. Этот президент действительно знает, как причинить боль", - иронизирует The Washington Times.
Госсекретарь США Джон Керри резюмировал разницу между Востоком и Западом, когда сказал, что "в XXI веке просто нельзя себя вести, как в XIX веке, вторгаясь в другую страну под совершенно надуманным предлогом".
"Конечно, он был прав, только плохие люди завоевывают чужие страны. Однако мир полон плохих людей, но действующая администрация наотрез отказывается это признавать", - говорится в статье.
"Обама полагает, что, когда он проводит красную черту, плохие люди в мире будут ее уважать, а когда они относятся к ней, как к нарисованным школьницей на тротуаре классикам, он очень этому удивляется", - продолжает издание.
"Если НАТО хочет хоть что-то значить, Альянс должен развернуть свои силы в Польше и странах Балтии, а США должны направить военную помощь Украине, пока еще есть время поумерить аппетит России, изголодавшейся по холодной войне", - пишет The Washington Times.
Это нужно было сделать много месяцев назад, тогда Обама не оказался бы в столь затруднительном положении. "Он должен отложить свой телесуфлер и присоединиться к нам всем в реальном мире", - советует издание.
Владимир Путин добивается на Украине места в мире для так называемой "русской цивилизации", к которой он причисляет все крупные группы русскоговорящих людей, пишет The Christian Science Monitor.
В одной из статей, написанных в 2012 году, Путин назвал русский народ "государствообразующим". "Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию", - написал Путин, уточнив, что "такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты".
Как отметила на прошлой неделе Ангела Меркель, путинское мировоззрение соответствует XIX веку. В то время Карл Маркс и другие интеллектуалы считали, что индивид - не более чем продукт социальных и экономических обстоятельств. Подобные взгляды могут свести общественную жизнь к борьбе за власть, вместо свободного обсуждения соревнующих идей и демократических способов разрешения противоречий. Ложь также становится приемлемой для разоблачения угнетателей. Для Путина удобным угнетателем стал Запад, который он называет враждебным России и на который сваливает вину за распад СССР.
"В то время как Запад и Россия используют каждый свои инструменты власти в борьбе за Украину, важно помнить, что на самом деле поставлено на карту. Не территории, русская цивилизация или военно-морская база на Черном море. Скорее речь идет об идее, что индивиды могут быть свободны и способны определять свою идентичность в согласии с другими", - подводит итог CSM.
18 февраля, обращаясь к российскому парламенту, президент Путин, вероятно, объявит о присоединении Крыма к России, передает USA Today. От него также ожидают заявлений по действительно важному вопросу, что дальше.
Пойдет ли он на стремительное завоевание восточных регионов Украины? Или воспользуется крымским триумфом, чтобы взять паузу, которая может дать шанс дипломатам? В любом случае, было бы глупо ожидать, что он откажется от стремления к цели, которой добивался годами, - вновь сделать Украину зависимой от России.
Путин прибегнул к вторжению лишь после того, как рухнули 10 лет других усилий и избранное пророссийское правительство было свергнуто. "Это не оправдывает его действий, но помогает их объяснить, - говорится в статье. - Это значит, что Путин знает: за завоевание приходится платить. Теперь Обама, а главное Европа, у которой более тесные торговые связи с Россией, должны дать понять, сколь высокой будет цена будущих агрессий".
Даже в самых благоприятных обстоятельствах опции президента Обамы в Крыму были бы ограниченными. Однако его склонность делать решительные заявления, а затем направлять Джона Керри для переговоров ухудшила его положение, подчеркнув: нет никаких причин бояться его ослушаться, говорится в статье The New York Post.
Из-за слабости Обамы цена восстановления авторитета Америки в мире выросла. Отрезать Россию от западной финансовой системы, установить систему ПРО в Восточной Европе, дать понять, что наземное вторжение повлечет за собой американскую военную помощь Украине - вот лишь некоторые варианты, которые есть у президента США.
"Правда заключается в том, что слабость и нерешительность Обамы поощряет агрессоров. Цель жестких мер - не начать войну с Путиным. Цель жестких мер - обуздать агрессивность российского лидера, пока война не стала неизбежной", - объясняет издание.
С учетом риска дальнейшей эскалации конфликта западные державы должны быть готовы дать ей решительный отпор, пишет The Financial Times. На встрече 20 марта главы государств и правительств ЕС должны разработать список более жестких экономических мер, которые будут приняты против России в случае нового акта агрессии. Издание признает, что эти санкции станут для Евросоюза испытанием на сплоченность и что Европа сильно зависит от российских энергоносителей, однако ЕС должен решить, что для него важнее: международный авторитет или торговые интересы, отмечает FT.
То, что Россия согласна на создание "контактной группы" для урегулирования кризиса - хороший знак, говорится в статье. Однако Запад не должен доверять дипломатической тактике русских. Переговоры должны начаться не раньше, чем Москва выведет свои войска с улиц Крыма и границ с Украиной.
"Перекраивание границ, даже во имя права народов на самоопределение, всегда сопряжено с рисками", - говорится в редакционной статье L'Humanité.
"Москва много потеряет от раскола страны, которая вместе с Белоруссией составляет пограничный рубеж между Россией и восточным флангом НАТО", - полагает издание.
"Ситуация остается крайне хрупкой, что проявляется в столкновениях, от которых в Харькове погибло несколько человек, активности ультранационалистов всех мастей, усугублении прошлых обид и драм. Русским и украинцам есть, чем заняться, помимо разговоров о войне", - заключает издание.
Путин угрожает и наносит удары, потому что знает: на Западе никто не ответит ему тем же оружием, пишет El Pais в редакционной статье под названием "Путин ведет жесткую игру", комментируя текущие события. Но в средне- и долгосрочной перспективе он может остаться в проигрыше, считает газета.
Агрессивность Путина заставила ЕС пересмотреть энергетическую стратегию. "Это неудержимо ускорит ослабление российского влияния", - считает газета.
Путин изолирует себя не только от Запада: правительства в Центральной Азии тоже насторожились. Недоверие соседей вкупе с невзгодами российской экономики может сорвать планы Евразийского Союза.
Еще одна цель бравады Путина - укрепить его власть в России. "Но нельзя бесконечно играть на националистической гордости, когда страна погрязает в упадке и косности", - так завершается статья.