Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 мая 2002 г.

Елена Сорокина | Die Welt

Возврат ценностей только в обмен на уступки

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский о реституции, Гуггенхайме и музейном буме

Санкт-петербургский Эрмитаж - это культурный объект мирового значения в сегодняшней России. Он обладает особым статусом и в значительной степени независим. Подчиненный непосредственно президенту и финансируемый министерством финансов, музей активнейшим образом занимается маркетингом своих художественных сокровищ. Его сотрудничество с Гуггенхаймом и их совместные экспозиции в Лас-Вегасе вызвали в музейных кругах ажиотаж.

- Как можно объединить традиционные задачи музея, собирание экспонатов, их хранение и научную работу с вашими амбициозными стратегическими планами?

- Традиция - это понятие относительное. Сегодняшнее стремление впихнуть в музей кучу магазинов и ресторанов не соответствует традиционным принципам. Гуггенхайм, например, не забивает Музей современного искусства (MoMA) магазинами. Некоторые музейщики, придерживающиеся традиций, рьяно и охотно берут деньги за музейную экспертизу. Чистого музейного дела, незапятнанного деньгами, не существует. Наши стратеги не избегают финансовых вопросов и обходятся с ними свободно. Искусство имеет рыночную стоимость, и мы строим планы, которые дают нам возможность зарабатывать деньги. Естественно, произведения искусства в Эрмитаже оберегают и заботятся о них. Кроме того, больше 50% россиян и иностранцев не платят за посещение музея. В Лас-Вегасе берут за посещение музея реальную плату, и я считаю это правильным.

- В глобальной, движимой Гуггенхаймом выставочной индустрии, маленькие музеи теряют всякое право на участие в принятии решений.

- Объединение 20 самых крупных музеев мира и без того с давних пор принимает решение по всем большим выставкам. Если маленький музей планирует выставку "Матисс-Пикассо, жизнь и творчество", у него нет никаких шансов. Но есть множество увлекательных тем и интересных художников, которые не обязательно всемирно известны. Мы всегда поддержим серьезную научную работу и предоставим для этого наши экспонаты. Маленькие музеи имеют шанс не остаться в стороне, работая над содержательными темами и занимая тем самым собственную нишу.

- Когда выступления спонсоров становятся слишком назойливыми и вредят искусству?

- Когда спонсор хочет, чтобы его фамилия красовалась в центре зала. Искусству нужны разные виды спонсорства. Подобные вопросы должны искусствоведы, а не менеджеры. В Эрмитаже имеются четкие границы. Нельзя сдавать помещения для немузейных целей, как иногда это делают другие музеи. У нас никто не может отпраздновать в музее свой день рождения - это привело бы к потере лица и имени.

- Некоторые считают, что сайт Эрмитажа выглядят как гимнастический зал для IBM.

- Мы долго спорили о логотипе IBM и форме его размещения на странице Эрмитажа. Я редко встречал лучших и понимающих партнеров. Они специально для нас разработали новые технологии. Страница обошлась в целом в 3 млн. долларов. Технология исходит от IBM - и это причина, по которой на сайте появился маленький логотип фирмы. К примеру, многие реставрационные фирмы демонстративно размещают свою рекламу перед отреставрированными ими объектами, хотя они получили за свою работу деньги, и никого это не возмущает.

- Вопросы реституции решает российский парламент. Каково ваше личное мнение на этот счет?

- Я боюсь, что оно совпадает с официальным. Все, что было вывезено по разрешению оккупационных сил, за исключением собственности церкви и некоторых других категорий, является собственностью России. Мне не нравится политизация этого вопроса. Наконец, шедевры можно выставлять и работать с ними совместно, в конечном счете они принадлежат человечеству.

- Однако закон, принятый Думой, противоречит международному праву.

- Существует много вещей, которые противоречат международному праву, например, война в Косово противоречила ему абсолютно. Мы не исключаем возврата некоторых произведений, но не по указу, а после переговоров и встречных шагов. Это должно оставаться нашим решением.

- Каталогизация этих произведений, как повторяют снова и снова, является недостаточной.

- Конечно, они каталогизированы, но еще не в электронном виде. Мы работаем над этим осторожно и бережно и не собираемся торопиться.

- Что будет, если западным ученым эти произведения понадобятся для их научно-исследовательской работы?

- Мы всегда идем навстречу исследователям. Однако без специального разрешения дело не пойдет. Но мы стараемся облегчить доступ к ним всем тем, кто делает серьезную работу. Разумеется, исключается, что произведения, являющиеся военными трофеями, могут быть вывезены из России без соответствующих гарантий.

- Какую роль должен играть музей в сегодняшнем мире?

- Настоящие шедевры создают собственные убедительные миры, и их реальность воспринимается современной публикой как особая ценность. Ведь виртуальный мир до сих пор не создал ничего значительного. В этом причина недавнего музейного бума.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru