В понедельник, 17 марта, Госдепартамент США обнародовал составленный по запросу конгресса доклад "Поддержка прав человека и демократии: усилия США", в котором приводятся факты о том, что предпринимают США по всему миру с целью содействия демократии и соблюдению прав человека.
Обнародование доклада, который является дополнением к основному докладу Госдепартамента о нарушениях прав человека в разных странах, было задержано на несколько недель из-за скандала вокруг пыток иракских заключенных американскими военнослужащими.
"Содействие демократии и соблюдению прав человека в мире не только отражает самые важные ценности нашей страны, но и глубоко соответствует нашим интересам", - заявил госсекретарь США Колин Пауэлл в предисловии к докладу.
Его заместитель Ричард Армитидж, однако, во время встречи с репортерами впрямую упомянул скандал вокруг пыток.
"Мы видели, как в последние недели некоторые идеалы и институты (Америки) обрушились после шокирующего разоблачения американских нарушений прав человека в Ираке, - указал Армитидж. - Когда президент Буш выразил свое глубокое отвращение и сожаление, это была не только его личная реакция как принципиального человека. Это была также его реакция как главы государства, которое придерживается более высоких стандартов поведения как у себя дома, так и во всем мире".
В новом докладе Госдепа речь идет о 101 стране мира, включая государства постсоветского пространства и Россию. Ниже с сокращениями публикуется раздел этого доклада о России.
Россия
Хотя в целом российское правительство проявляло уважение к правам человека, в отдельных сферах ситуация с правами человека в 2003 году ухудшилась.
Ситуация остается бедственной в Чечне: есть заслуживающие доверия доклады о серьезных нарушениях, включая многочисленные сообщения о беззаконных убийствах, жестоком обращении с гражданским населением со стороны и федеральных сил безопасности, и режима Кадырова, и чеченских боевиков.
Парламентские выборы в декабре 2003 года не соответствовали международным стандартам. ОБСЕ выпустила пресс-релиз, в котором говорилось, что мартовские президентские выборы были организованы на должном уровне, однако в них отсутствовали элементы истинно демократической конкуренции и значимые дебаты.
Также ОБСЕ указала на необъективность подконтрольного государству телевидения. В 2003 и начале 2004 года давление российского правительства ослабило свободу слова и СМИ; их защитники, а также независимые неправительственные организации и их сторонники испытывают прессинг. Согласно достоверным сообщениям, сотрудники правоохранительных органов были задействованы в насилии и других типах жестокого или унизительного поведения, зачастую безнаказанно.
Серьезно страдая от коррупции и чрезмерного давления со стороны исполнительной ветви власти, судебная система, тем не менее, обрела некоторые признаки роста независимости. Ряд дел о предполагаемых фактах шпионажа укрепил беспокойство по поводу отсутствия надлежащих процедур и по поводу влияния Федеральной службы безопасности на судебные процессы.
Власти ввели ограничения на деятельность некоторых религиозных групп. Этнические меньшинства, включая цыган и выходцев с Кавказа и из Центральной Азии, испытывали широко распространенную правительственную и социальную дискриминацию, включая наcилие. Расширились ограничения на права рабочих, появились новые сообщения об использовании принудительного и детского труда. Серьезной проблемой оставалась торговля людьми.
Стратегия США по правам человека в России заключается в поддержке информированности общества и уважения ко всему спектру прав человека, открытой, прозрачной и представительной демократической политической системы, включая живое гражданское общество, фундаментальных свобод; развития справедливой и беспристрастной судебной системы и доступа к многообразным и независимым СМИ. Содействие США достижению этих целей за финансовый 2003 год достигло 79,2 млн долларов, из которых 48 млн были выделены на обучение в США и программы обмена.
На встрече с президентом Владимиром Путиным в Кемп-Дэвиде в сентябре 2003 года президент Буш затронул широкий круг двусторонних вопросов, включая озабоченность ситуацией с демократией и правами человека в Чечне. В январе во время визита в Москву госсекретарь США также озвучил озабоченность ситуацией с демократией и правами человека, включая Чечню, со свободой СМИ и соблюдением норм права. В статье в известной газете "Известия" он признал, что на развитие и становление гражданских институтов демократического общества требуется время, но выразил надежду на то, что в будущем в России сформируются стабильные демократические институты, указав, что без единых принципов отношения России и США не реализуют своего потенциала.
Высокопоставленные американские чиновники, включая посла США в России, сделали права человека одной из главных тем общественной дипломатии, призывая к улучшениям ситуации с правами человека и указывая на конкретные случаи. Посол и другие сотрудники правительства в частном порядке уведомляли российских национальных и региональных чиновников о позиции США и сотрудничали с неправительственными организациями с целью поддержки более благоприятного климата в сфере прав человека.
Самой серьезной угрозой для прав человека в России оставался конфликт в Чечне. Во время совместной пресс-конференции президентов Буша и Путина после их сентябрьской встречи в Кемп-Дэвиде президент Буш отметил, что "террористам нужно противостоять, где бы они ни сеяли хаос и разрушение, включая Чечню. Прочное разрешение конфликта потребует прекращения террора, уважения прав человека и политического урегулирования, которое приведет к свободным и независимым выборам".
Высокопоставленные американские чиновники, включая госсекретаря Пауэлла и посла, регулярно выражали озабоченность и при этом продолжали диалог с высокопоставленными российскими политическими и военными лидерами и российскими и американскими неправительственными организациями по вопросу о поведении российских войск в Чечне. На общественных и частных форумах американские чиновники, включая помощника госсекретаря по делам Европы и Азии Бет Джоунс, опирались на собранные свидетельские показания, выступая перед конгрессом, а также на регулярных встречах с помощником президента России в Чечне, во время интервью СМИ и в общественных выступлениях. Они подчеркивали, что конфликт в Чечне требует политического, а не военного решения, что российские силы в Чечне должны прекратить нарушения прав человека и что российское правительство должно привлекать к ответственности виновных, когда совершаются нарушения.
Соединенные Штаты также призвали чеченское руководство положить конец террористическим актам и насилию против граждан, отказаться от терроризма и на словах, и на деле и, наконец, порвать все связи с чеченскими и международными террористами. На следующий день после октябрьских президентских выборов в Чечне представитель Госдепартамента заявил: "К сожалению, президентские выборы, которые состоялись вчера, и политический процесс, который привел к ним, не реализовали свой потенциал, чтобы дать позитивный демократический итог".
США проголосовали за принятие выдвинутой ЕС резолюции по Чечне во время сессии Комиссии ООН по правам человека в 2003 году. США использовали форумы, организуемые ОБСЕ, для обсуждения проблем с правами человека и гуманитарной ситуации в Чечне. Госсекретарь привлек внимание к нарушениям прав человека в Чечне во время своего обращения к собравшимся на встрече министров стран - участниц ОБСЕ в декабре. США поддержали посредством выделения финансовых средств усилия россиян по продвижению идеи о наказании нарушений прав человека в Чечне.
Американские чиновники неоднократно призывали к тому, чтобы возвращение в Чечню вынужденных переселенцев было совершенно добровольным и чтобы те переселенцы из палаточных лагерей, которые хотят остаться в Ингушетии, получили возможность перебраться в альтернативное убежище. США поддерживали правовую защиту нуждающихся людей, включая деятельность неправительственных организаций, которые в 2003 году оказали помощь почти 5 тыс. вынужденных переселенцев.
Также в 2003 году США выделили в целом 22,5 млн долларов на международные гуманитарные программы, удовлетворяющие широкий спектр потребностей вынужденных переселенцев на Северном Кавказе, и США продолжают оказывать такую помощь.
В течение 2003 года американские партнеры проводили обучение выборных и партийных чиновников, а также независимых наблюдателей на выборах для участия в думских выборах в декабре 2003 года и продолжили такую деятельность в начале 2004 года для мартовских президентских выборов. Также для представителей СМИ в регионах были организованы специализированные тренинги для обучения освещению выборов в СМИ.
При финансовой помощи США одна из российских неправительственных организаций создала в 30 регионах первую независимую внутреннюю миссию наблюдателей на выборах. США поддерживали программу, которая обеспечивала обучение для российских политических партий и гражданских организаций, и сотрудничали с ее организаторами. После выборов в Думу представитель Госдепартамента выразил озабоченность ходом выборов, указав, что "для содействия прокремлевским партиям широко применялись административные ресурсы".
Сильное гражданское общество - неотъемлемая часть демократии. С целью содействия становлению гражданского общества в России США поддерживают почти 2 тыс. неправительственных организаций через информационные центры, прямые гранты и техническое содействие.
США продолжили поддержку усилий российских правозащитных активистов в сфере уважения прав человека и расширения сетей неправительственных организаций по всей стране. Например, в 2003 году один из пользующихся поддержкой США проектов продолжил финансировать обучение активистов-правозащитников в использовании данных и методов социального маркетинга для проведения общественных кампаний в регионах.
Укрепление гражданского общества также было ключевой темой общественной дипломатической работы, которая включала встречи с активистами, в частности, в такой встрече участвовал госсекретарь Пауэлл во время его январского визита в Москву, и освещение позиции США в российских СМИ.
С целью укрепления соблюдения норм права США предоставляли содействие экспертов законодателям, судьям, судебным администраторам, прокурорам, адвокатам и сотрудникам правоохранительных органов для поддержки развития и функционирования независимого судопроизводства и справедливой беспристрастной судебной системы.
США продолжили наблюдать и содействовать в сфере реализации нового Уголовно-процессуального кодекса, который реализует на практике права, обещанные российской Конституцией, расширяя применение судов присяжных для определенных категорий преступлений и новые процедуры, которые позволяют защите занять более или менее равную позицию с государством.
Серьезную озабоченность в 2003 году вызывало продолжение правительственного давления на независимые СМИ. Посол и другие высокопоставленные американские чиновники часто поднимали этот вопрос на встречах с российскими чиновниками и вели диалог с российскими редакторами, журналистами и адвокатами на основе ежедневных контактов и периодических встреч в форме круглых столов, посвященных свободе СМИ.
В 2003 году американские программы позволили провести тренинги и обмен опытом как для профессиональных журналистов, так и для студентов. Также США профинансировали производство и распространение материалов о независимости СМИ, правах журналистов, обязанностях и свободе слова на телевидении и радиостанциях в 8 главных регионах России.