Реакция на публикацию Forbes Russia на прошлой неделе списка 100 самых состоятельных людей страны многое говорит о том, что значит богатство в сегодняшней России.
Представители богатой российской элиты, "олигархи", поспешно заявили, что их капиталы преувеличены, тогда как правительственные чиновники отметили, что оценка Forbes близка к истинному положению дел. В контексте недавно начатой Кремлем "ловли олигархов" Генеральная прокуратура может пользоваться списком Forbes как итоговым документом внешней аудиторской проверки, поскольку Кремль продолжает наступление на богачей второго эшелона.
По данным Forbes, в России сегодня 36 миллиардеров (в мартовском номере американского издания журнала их было названо 25). 31 из 36 российских миллиардеров называют местом жительства Москву. Считается, что они контролируют примерно четверть валового внутреннего продукта страны. В США 227 миллиардеров контролируют лишь 6% ВВП.
Forbes утверждает, что 66 из 100 самых богатых людей нажили состояния на природных ресурсах: нефти, газе, драгоценных металлах и лесе. Среди сотни, контролирующей 57% российской промышленной базы, за пределами этой сферы находится лишь 23 компании. Только 34 могут сказать, что создали новый бизнес в стороне от главных источников своих доходов. Помимо предпринимателей в сфере производства, сюда следует включить тех, кто развивает строительную промышленность, пищевые отрасли и телекоммуникации.
Многие имена из списка хорошо известны. Бывший генеральный директор ЮКОСа Михаил Ходорковский назван самым богатым человеком России, его состояние оценивается в 15,2 млрд долларов.
Состояние второго номера, Романа Абрамовича, оценивается в 12,5 млрд. Многие считают Абрамовича олигархом, способным предвидеть будущее. Он предпочитает стабильные инвестиции, такие как покупка клуба "Челси". Абрамовичу есть смысл поторопиться и перевести свои богатства в западные гавани, поскольку Кремлю, вероятно, захочется перекинуться с ним словечком по поводу прежних налоговых платежей и непрозрачных аукционов, на которых он за гроши приобрел государственные активы.
Владимир Потанин, занимающий в списке высокую позицию, является
металлическим королем России. После ареста Ходорковского он пытался ублажить
Кремль, но покинул страну, когда Генеральная прокуратура, по слухам,
допросила его в начале мая. Огромная компания, которую он контролирует,
"Норильский никель" (с объемом продаж, в прошлом году достигшим 4,9 млрд
долларов) не отвечает на вопросы о его местонахождении.
Единственной женщиной, попавшей в список, оказалась Елена Батурина, жена мэра Москвы Юрия Лужкова. С состоянием около 1,1 млрд долларов она занимает 35-е место, и многие считают источником ее богатства очень близкие политические и личные отношения с Лужковым. В России связи - это все, но в Москве Батурину считают предпринимателем средней руки. Появляться в списке Forbes неловко, это может повредить компании того, кто удостоился такой чести.
Многие из верхней части списка публично заявили, что оценка Forbes во многих случаях преувеличена. Несколько лет назад раздувание своего богатства было обычным делом, сегодня же вытаскивать свое состояние на свет бестактно и даже опасно, Ходорковский наверняка с этим согласился бы. Но есть и исключение. Живущий в изгнании Борис Березовский, когда-то считавшийся самым богатым человеком России, грозится подать в суд на Forbes, оценивший размер его капиталов как "жалкие" 640 млн долларов.
В то же время высокопоставленные правительственные чиновники согласились с данной Forbes оценкой того, "кому принадлежит Россия".
Forbes представляет объективную картину концентрации богатств и разницы доходов в России. Forbes, возможно, не желая того, отражает представление многих россиян о том, кому выгоден рыночный капитализм: небольшой группке людей, которые вывели богатства страны за границу ради собственной выгоды.
Хотя список Forbes - подарок для кремлевских чиновников, желающих избавить российскую экономику от олигархов, важно помнить, что стремление Кремля ослабить мертвую хватку малого числа людей, вцепившихся в российскую экономику, было эклектичным после прихода Путина к власти в 2000 году, и не без причин.
Борис Березовский, сегодня взявший на себя роль защитника российской демократии в мире, объявлен в России в розыск по вполне достоверным обвинениям в финансовых махинациях на одном из крупнейших предприятий страны в 1990-е годы. Мысль о том, что его, кремлевского крестного отца, перехитрили, лишь усиливает его нелюбовь к Путину.
Еще один изгнанник, Владимир Гусинский, плохо управлял государственными медиа-активами, нападая на Кремль, чтобы защитить собственные материальные интересы. Он, как и Березовский, утверждает, что защищает свободу слова в России. Оба активно поддерживают "дорогостоящее слово", вознаграждая самого богатого претендента правом слушать.
Михаилу Ходорковскому, новообращенному защитнику свободы слова и демократии, неоднократно говорили, что не следует пренебрежительно относиться к государственным интересам, когда решается экономическое будущее России. Логично, что он стал третьей жертвой Кремля.
Первой российской сотне есть о чем беспокоиться. Даже Всемирный банк в недавнем докладе утверждает, что российские олигархи мало чем содействовали конкурентоспособности российской экономики. Конкуренция, которой способствовала эта сотня, касается лишь цен на недвижимость на роскошных мировых курортах.
Пытаясь понять, когда Кремль завершит свою "ловлю олигархов", аналитики и эксперты должны уделять больше внимания тому, что говорит Кремль, а не тому, во что хочется верить. Министр финансов Алексей Кудрин туманно заявил, что в ближайшие четыре года возможна амнистия для тех, кто незаконно присвоил российские природные и промышленные активы, имея в виду конец второго срока Путина.
Через четыре года список 100 самых богатых людей России кардинально изменится. Если это изменение будет сопровождаться осмысленной интерпретацией прав собственников, ситуация в стране существенно улучшится, а многие из сегодняшней сотни отправятся загорать на заграничные пляжи вдали от России.