Мощь Москвы влечет за собой конфликт с Западом, несмотря на шаги дипломатов
В момент, когда лидеры Евросоюза и России собрались на саммит, обещающий стать трудным, две основополагающих перемены гарантируют, что напряженность в отношениях с Западом еще какое-то время будет далека от разрядки. Первая перемена связана с новой решительностью Москвы, окрыленной экономическим бумом. Вторая - это крепнущая убежденность Москвы в том, что старые враги пытаются воспрепятствовать возрождению России.
Отношения между Москвой и США, а также Евросоюзом, сейчас самые плохие за весь период, начавшийся с краха СССР в 1991 году. В четверг госсекретарь США Кондолиза Райс нанесла в Москву визит, чтобы разрядить напряженность накануне встречи президентов двух стран, которая должна состояться в июне. Российские официальные лица пообещали внять ее призыву и смягчить жесткую риторику, которой они придерживались в последние месяцы: в числе прочего звучали угрозы генералов перенацелить ракеты на Европу, напомнив о стиле холодной войны.
Но в то же время обе стороны отказались отступить от своих позиций по ключевым спорным вопросам: от размещения американского щита ПРО в Европе до сделанных в ООН предложений предоставить суверенитет сербскому краю Косово.
Вероятно, та же картина будет наблюдаться и на саммите Россия-ЕС, который начался вчера вечером под Самарой (город в 560 милях к юго-востоку от Москвы) с неформального ужина, где в роли хозяина выступил российский президент Владимир Путин. В ситуации, когда разногласия умножаются, а образцовые соглашения, ради которых затевался саммит, отложены на дальнюю полку, некоторые государства-члены ЕС ратовали в начале этой неделе за отмену встречи.
За неприязненным отношением Москвы к Западу в последние месяцы стоит ощущение, что Вашингтон и его союзники пытаются сдержать Россию, вновь набирающую силу. Эту тему с удовольствием подхватили российские СМИ, контролируемые государством, в рамках широкой программы Кремля по использованию национализма как орудия, которое обеспечит общественную поддержку правящей элиты накануне декабрьских парламентских выборов.
"Налицо согласованные усилия по формированию национальной идентичности", - говорит Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике - правительственной консультативной группы, в которую входят высокопоставленные представители кремлевской администрации.
"Российская экономика переживает бум, - говорит Караганов, выражая широко распространенное в Москве мнение. - Наши вооруженные силы - вторые по мощи в мире после американских, мы играем активную роль на Большом Ближнем Востоке, а Китай изо всех сил обхаживает Россию. Для России задул попутный ветер".
Кампания Кремля по формированию национальной идентичности в этот четверг продвинулась еще на шаг: Русская Православная Церковь официально положила конец расколу со своим ответвлением, учрежденным за границей в первые годы существования СССР. Это примирение было давней целью президента Владимира Путина, охарактеризовавшего событие как "важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего "русского мира".
По данным социологических опросов, россияне все чаще считают свою страну не похожей на Европу. Более половины респондентов в рамках исследования, проведенного в феврале Центром ЕС-Россия, назвали ЕС потенциальной угрозой для России, и 71% опрошенных отрицательно ответили на вопрос: "Считаете ли вы себя европейцем?".
В США и Европе решительность Москвы вызывает растущие опасения, в особенности потому, что она сопровождается неуклонным сворачиванием демократических институтов внутри России и все более частым использованием экономических рычагов и других средств для оказания давления на соседей.
Разногласия между Кремлем и Вашингтоном были недвусмысленно описаны в речи, которую Путин произнес в феврале в Мюнхене. Он осудил поведение Америки, назвав его "губительным", и без обиняков отверг планы США по размещению в Восточной Европе системы противоракетной обороны. В своем выступлении 9 мая Путин - как показалось некоторым западным наблюдателям - сравнил внешнюю политику Вашингтона с курсом "третьего рейха", хотя позднее Кремль уверил Райс в том, что Путин подразумевал не США, а международный терроризм.
Обещание Москвы взять назад свои словесные нападки, вероятно, будет проверено на прочность в ближайшие месяцы, поскольку США продолжают готовить почву для размещения в Восточной Европе системы ПРО, что Москва воспринимает как угрозу военного характера для себя.
Райс также заявила, что Вашингтон по-прежнему будет поддерживать план ООН по предоставлению независимости сепаратистскому сербскому краю Косово - план, против которого Москва резко возражает.
Еще одним предметом раздоров могут стать декабрьские парламентские выборы в России. Райс выразила надежду на то, что перед голосованием Кремль ослабит свой жесткий контроль над СМИ и нажим на политических противников.
Это также будет проверено на практике, когда активисты оппозиции проведут демонстрацию неподалеку от места проведения саммита ЕС-Россия в Самаре. Власти Германии призвали Москву разрешить акцию протеста, но, хотя местные власти выдали соответствующее разрешение, несколько организаторов были задержаны милицией.
В последние годы в Евросоюзе наблюдается глубокий раскол по вопросу о политике в отношении Москвы. Отношение Польши и стран Балтии к России вызывает раздражение у Германии и других "старых" членов ЕС, так как им кажется, что налицо предубеждение. Новые восточноевропейские члены утверждают, что Евросоюз относится к России слишком мягко и позволяет Москве расшатать их блок, наказывая одни государства-члены и одновременно улещивая другие.
Польша и Литва блокируют начало переговоров о новом рамочном соглашении, регулирующем взаимоотношения ЕС и России в торговле и других сферах. Предполагалось, что эти переговоры начнутся на нынешнем саммите.
Власти ЕС также надеялись, что на саммите будет подписано соглашение о сборах за транссибирские перелеты, которые в прошлом году обошлись европейским авиакомпаниям более чем в 300 млн евро (более 400 млн долл). Но это также маловероятно, поскольку Россия не готова.
Доселе Москве удавалось использовать разногласия в Евросоюзе в свою пользу посредством заключения договоренностей с отдельными государствами-членами, которые стремятся гарантировать надежность поставок энергоносителей. Но ссор России с соседями набралось столько, что количество переходит в качество и к Москве начинают относиться более сурово.
"Никто не хочет конфликта с Россией. Но грядет время, когда эти крупные страны начнут понимать, что мы все в одной лодке", - говорит Марек Сивец, вице-президент Европарламента.