В пятницу жюри присяжных решило, что Джохар Царнаев должен заплатить своей жизнью за страдания, которые причинил жертвам взрывов на Бостонском марафоне, сообщает The Los Angeles Times. "Это крупная победа правительства на самом масштабном в США процессе по делу о терроризме в период "после 11 сентября", - пишет журналист Ричард Э.Серрано.
Присяжные выбирали между смертной казнью и пожизненным заключением без возможности УДО. "Их решение, вероятно, подогреет споры о том, какая кара является более суровой для террористов и религиозных экстремистов, которые часто выражают желание умереть смертью мученика", - отмечает газета.
Многие жертвы теракта приветствовали решение присяжных. Они заявили, что оно исцелит город, все еще переживающий последствия трагедии. "Мне приходится каждое утро видеть, как два моих сына надевают ноги, - сказала Лиз Норден, сыновья которой лишились конечностей. - Поэтому я признательна".
Комиссар полиции Бостона Уильям Эванс заявил, что смертный приговор станет мощным сигналом, поскольку Массачусетс слывет либеральным штатом, где граждане не одобряют смертную казнь. "Наш марафон не взорвут, - сказал Эванс. - Наш город не взорвут".
Когда клерк зачитывал вердикт, Царнаев, как и на протяжении всего судебного процесса, не выказал никаких эмоций. Несколько присяжных тихо плакали.
"Но на жюри присяжных не подействовал словесный портрет 21-летнего Царнаева, каким его изобразила защита: в прошлом застенчивого мальчика, который эмигрировал из России (так в оригинале. - Прим. ред.) и превратился в трудного, неудачливого американского студента", - говорится в статье. Присяжные не поверили главному аргументу защиты - утверждению, что Джохара подчинил своей воле его старший брат Тамерлан.
"В зале суда Царнаев ни разу не высказался публично и не проявил признаков раскаяния", - отмечает издание.
Газета приводит еще один нюанс: присяжные проголосовали за смертный приговор только за убийство двух человек, погибших при взрыве бомбы, установленной Джохаром Царнаевым. Третью жертву убила бомба, установленная Тамерланом. Четвертый погибший - полицейский, которого через несколько дней застрелил, по-видимому, Тамерлан.
Газета также замечает: в прошлом федеральной прокуратуре США не удавалось убедить присяжных, чтобы они приговорили к смертной казни виновных в терактах на территории США с международными связями. Это были дело о взрыве в ВТЦ в Нью-Йорке в 1993 году и процесс над Закариасом Муссауи.
"Суд над Царнаевым, возможно, подстегнет требования прекратить разбирательства в военном трибунале в Гуантанамо", - пишет автор. Администрация США хочет закрыть военную тюрьму в Гуантанамо и судить обвиняемых в терроризме в гражданских судах США.
"Приговор Царнаеву показал, что американские присяжные не воздерживаются от суровых приговоров. Но критики, в том числе многие конгрессмены, опасаются, что иностранные террористы станут манипулировать судебной системой США", - говорится в статье.
Многие бостонцы восприняли смертный приговор Царнаеву неоднозначно. Некоторые полагают, что для молодого парня пожизненное заключение - более суровая кара. Но многие жертвы теракта приветствовали решение присяжных.