Тот, кто считает, что ислам стал одной из реалий Германии, должен идти дальше и признать: то же самое можно сказать и о шариате. "Такая позиция могла бы подвести надежную основу под мирное сосуществование", - пишет на страницах Die Welt немецкий публицист Хенрик М. Бродер.
Кристиан Вульф, экс-президент ФРГ, заявляет: ислам - одна из реалий Германии. Фрауке Петри, один из лидеров АдГ, возражает: ислам не должен иметь отношения к Германии. Оба согласны в одном: Германия не должна иметь ничего общего с исламизмом. Это касается любых призывов к насилию и его проявлений.
"Накал дебатов о том, кто или что является неотъемлемой частью жизни Германии, достиг стадии истерии. (...) Все понимают, о чем идет речь, но никто не рискует высказаться открыто: должны ли приезжие приспосабливаться к местным или наоборот?"
Уполномоченная по делам беженцев при правительстве ФРГ Айдан Озогуз уже указала на то, какую позицию считает верной. Если Германия хочет быть "обществом, принимающим мигрантов, то готовность к интеграции должны проявлять не только те, кто приезжает".
В этой связи, пишет автор статьи, хотелось бы услышать, к примеру, от председателя Совета Евангелической церкви Германии епископа Генриха Бедформ-Штрома слова о том, что Германия, хотя и не является государством, в котором все без исключения жители исповедуют христианство, все же остается страной, где христианская вера превалирует над другими религиями. Было бы целесообразным, если бы епископ указал в своей воскресной проповеди на то, что мы уважаем тех, кто имеет иные религиозные воззрения - с условием, что и они отвечают нам тем же и признают главенство наших традиций.
"Однако в подобном ключе епископ вряд ли выскажется - это может быть воспринято как провокация, недостаток уважения к адептам иной веры, которые его самого считают "неверным", - замечает Бродер.
Идет ли речь о "Сатанинских стихах" Салмана Рушди, о карикатурах на пророка Мухаммеда или двух безобидных фото с обнаженными телами, которые пришлось изъять с выставки в ратуше берлинского района Кёпеник, - все громче звучат аргументы в защиту того, что "нужно уважительно относиться к религиозным чувствам" других.
Другим аргументом, свидетельствующим, по мнению автора, о такой же "покорной" позиции, является указание на то, что "из-за подобных мелочей не стоит раздувать войну цивилизаций". Но разве она уже не идет полным ходом - начиная с событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке? - задается вопросом публицист.
Бродер пытается разобраться в том, какие темы определяют публичный дискурс. Среди них есть и вопрос о том, является ли терроризм оружием бедных против богатых. Имеет ли право учительница, работающая в общеобразовательной школе, носить хиджаб? Нужно ли вводить часы раздельного посещения общественных бассейнов для женщин-мусульманок и мужчин? Имеют ли право мусульманские школьники на отдельные помещения для молитв и стоит ли запретить бурку и другие формы одежды, полностью скрывающие лицо и фигуру женщины? Могут ли школьные столовые предлагать ученикам на обед свинину и стоит ли навязывать мусульманским юношам и девушкам занятия по сексуальному воспитанию?
И, наконец, "вопрос всех вопросов": имеет ли ислам что-то общее с исламизмом? И означает ли джихад войну с неверными или же лишь "внутренние усилия" на пути, который мусульманин проделывает, совершенствуя свою личность?
Кроме того, все чаще встает вопрос о том, совместим ли ислам с демократией. Хотя, признает автор, ответ на этот вопрос известен давно. Автор упоминает о Каирской декларации по правам человека, принятой исламским миром в 1990 году. Все права в ней, указывает он, рассматриваются через призму главенства шариата.
"Другими словами, тот, кто считает, что ислам является неотъемлемой частью реалий Германии, должен идти дальше и признать: то же самое касается и шариата. Без шариата нет аутентичного ислама, а пропагандируемый здесь многими "евроислам" является такой же химерой, как в свое время "еврокоммунизм", - пишет автор, указывая в заключение на то, что признание этого факта могло бы подвести надежную основу под мирное сосуществование и положить конец всем дебатам.