Компания ЮКОС, оказавшаяся в центре судебного разбирательства, вчера в 150-й раз подверглась обыскам по распоряжению Генпрокуратуры. Компания предупреждает: если российское правительство припрет ее к стенке, от этого пострадает экспорт нефти.
Представители правоохранительных органов провели обыск в офисе ЮКОСа в Москве и в офисе его главного производственного подразделения "Юганскнефтегаз" в Сибири в связи с налоговым иском правительства к ЮКОСу на 18,5 млрд долларов.
Председатель правления ЮКОСа Стивен Тиди вчера во время визита в Лондон подтвердил факт обысков. Через 45 минут после того, как это произошло, он сказал, что не имеет представления, что именно ищут следователи.
Он говорит: "Это становится каким-то фарсом. У нас уже нечего больше взять. У них имеется вся информация. Сегодня они обыскивали наш финансовый отдел".
Тиди сказал, что с конца июня, когда прокуратура впервые начала осуществлять давление, чтобы добиться выплаты недоимок по налогам, у них уже провели 150 обысков.
Представители прокуратуры всегда являются без предупреждения, говорит он. "Они просто появляются на пороге и хотят что-то найти, а мы не понимаем - почему".
"Это очень странно. Иногда они ведут себе исключительно по-деловому, иногда начинают запугивать".
У ЮКОСа остается все меньше вариантов. Акционеры компании в следующем месяце проголосуют за или против объявления банкротства. Если компания признает себя банкротом, то ее распроданные активы - половина из которых сейчас заморожена государством - пойдут на оплату части задолженности.
Однако это рискованное мероприятие. Тиди говорит, что если о банкротстве будет объявлено слишком рано, то против руководства компании могут быть выдвинуты уголовные обвинения.
Компания выплатила всего 4 млрд из 18,5 млрд долларов общего налогового счета за 2000, 2001 и 2002 год (это соответственно 67, 100 и 105% от совокупных доходов компании в каждом их этих годов). Однако правительство еще не предъявило счет за 2003 год.
Тиди предупреждает, что если ЮКОС развалится, то пострадает экспорт нефти, что может привести к повышению цен на нефть на международном рынке. На долю ЮКОСа приходится 2% мирового экспорта.
"Если мы в конце концев окажемся припертыми к стенке, когда это прозойдет, наши поставщики больше не предоставят нам кредита и будут все основания ожидать спада производства", - сказал он.
Он горько сетует на то, что ЮКОС подвергается гонениям по причинам не делового, а политического характера, из-за антипутинской деятельности его самого крупного акционера и бывшего генерального директора Михаила Ходорковского.
Глава ЮКОСа сказал, что компания могла бы оплатить налоговый счет, если бы была уверенность, что не последует новых потрясений. Сейчас же ЮКОС с трудом удерживается на опасной грани. "Мы живем сегодняшним днем", - говорит он.
Тиди добавляет, что мучения ЮКОСа могут послужить фактором, сдерживающим западных инвесторов, желающих вкладывать средства в Россию.
Он говорит: "Я не думаю, что ситуация с ЮКОСом пошла на пользу имиджу России. Большинство людей, с которыми я говорил, думают, что дело здесь совсем не в налогах".
"Каждая компания, которая занимается инвестициями в России, хочет надеяться, что то, что происходит с ЮКОСом, связано со спецификой именно нашей компании и больше не повторится. Но если это может произойти с ЮКОСом, значит, это может произойти и с другими".
России пришлось убеждать инвесторов в независимости судебной системы.
Тиди говорит: "Если судебную систему можно использовать в качестве инструмента правительства, а не как справедливый и независимый орган, как в большинстве западных государств, значит, такое может повториться снова".