Не имея ни конституции, ни Лиссабонского соглашения, со слабой Еврокомиссией Европа может превратиться в маргинальное образование, лишенное влияния, - так считает бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, интервью с которым публикует El País.
По его мнению, европейцам пора понять, что их будущее - единая Европа. Однако сейчас ситуация в Европейском союзе неутешительная. Все сильнее национальные тенденции. Еврокомиссия очень слаба, но наиболее слаб ее председатель, Жозе Мануэль Дюрау-Баррозу, и "его слабость будет вознаграждена еще одним сроком", считает бывший глава немецкой дипломатии. Мир быстро меняется, и Европа должна быть готова к действию, иначе разделенная и слабая старая Европа превратится лишь "в приятное место для жизни и путешествий".
Он подчеркивает, что у разных стран могут быть разные интересы в отношениях с Россией, но нельзя допустить возвращения России "к империалистической динамике". Саакашвили, по словам Фишера, дал Путину "золотой шанс", а Меркель и Саркози были правы, выступив против вступления Грузии в НАТО. По его мнению, оптимальный ответ на вызов России - создать единый европейский газовый рынок и развивать форум по энергетической политике, так как у ЕС и России общие интересы. "Тогда Россия уже не сможет играть в игру "разделяй и властвуй", - сказал он.
По его мнению, российская интерпретация событий в Косово - как провокации в ее адрес - была "близорукой и глупой". В то же время он подчеркнул, что американский "противоракетный щит - тоже пример близорукой политики".
Говоря об Афганистане и призыве Барака Обамы активизировать усилия в этой стране, Йошка Фишер отметил: если европейские правительства не согласятся на более активные действия, их обвинят в унилатерализме. Ведь совместные усилия подразумевают и совместную борьбу, подчеркнул Фишер. Нельзя требовать прислушиваться к своему мнению, а, как только запахнет жареным, звать американцев, чтобы потом их же раскритиковать, считает он. Европейцы должны ответить на призыв Обамы, потому что стабилизация в Афганистане еще возможна, но необходим политический процесс.