Президент Белоруссии Александр Лукашенко дал интервью Financial Times и Frankfurter Allgemeine Zeitung. Для The Financial Times интервью взял Стефан Уэгстил.
По словам Лукашенко, Белоруссия считает себя частью Европы и, более того, ее географическим центром. Белорусский президент отметил, что его страна потребляет всего 25-30% собственной продукции, а остальную продает, поэтому она не может быть закрытой. "Мы просим только об одном: позвольте нам жить по-своему, не устраивайте нам блокаду, помогите нам свободно общаться и торговать", - сказал он журналистам.
Лукашенко призвал "старую, мудрую и опытную матушку-Европу", как он сам выразился, отказаться от двойных стандартов. "Владимир Путин в бытность президентом России возглавил партию и привел ее на парламентские выборы, используя все инструменты, которыми располагают президенты. Почему вы молчали? Потому что Россия огромна, это сильная ядерная держава, это гигантский, бескрайний рынок. Почему американцы ходят в обнимку с шейхами, хотя в Саудовской Аравии диктатура? Потому что американцы и вы, европейцы, зависите от них", - сказал он в интервью.
По мнению Лукашенко, высказанному в беседе, Запад мог бы просто раздавить Белоруссию, если бы не ее отношения с Россией. "Поэтому вы говорите, что это последний оплот диктатуры, что здешние люди - все равно что медведи, злые и дикие, и не даете им виз", - сказал он журналисту, заметив, что встретиться с последним диктатором Европы - колоссальная удача.
Отвечая на вопрос, почему Белоруссия пока не признала Абхазию и Южную Осетию, Лукашенко подчеркнул, что его страна и Россия - союзники. По его словам, Запад пока использует финансовые и экономические рычаги для предотвращения признания этих самопровозглашенных республик, но где гарантии, что и завтра эти факторы будут действовать в пользу Запада - либо растущее влияние России пересилит западное?
Лукашенко заявил, что притязания России на зоны привилегированных интересов на постсоветском пространстве не опасны для Белоруссии, так как, по его словам, "российский военный никогда не направит дуло своего автомата на Белоруссию; наши народы так же близки друг другу, как немцы - немцам".
Отвечая на вопрос, опасно ли для Белоруссии повышение цен на газ, запланированное Россией, Лукашенко заявил: "Мы не пропадем" - и подчеркнул, что Россия не заинтересована в уничтожении белорусской экономики, ибо та взаимосвязана с российской.
Коснувшись планов приватизации в Белоруссии, Лукашенко подчеркнул: "Повальной безудержной приватизации, типичной для других бывших республик СССР, не будет. Переговоры о продаже каждого предприятия будут идти в индивидуальном порядке, в зависимости от предпочтений инвестора и интересов нашей страны. Но мы не требуем давать взятки чиновникам. У нас нет коррупции, которая существует в ваших странах и в других бывших республиках СССР".
Когда Лукашенко спросили, почему он так сильно подавляет политическую оппозицию в Белоруссии, он ответил: "Это не оппозиция, а люди, которые получают деньги от вас. Если они придут к власти, то даже не будут знать, что делать".
Белорусский президент заявил в интервью, что пока не собирается уходить на покой, "не потому, будто мне хочется вечно оставаться у власти, но потому, что в нынешней ситуации это сочтут бегством".
Говоря о воспитании детей, Лукашенко отметил, что отцу очень важно научить сыновей жить по-мужски, и поведал, как приучил сыновей купаться в проруби и тут же бежать по снегу в парное отделение бани, сообщает издание.