Le Monde публикует интервью с Жаком Сапиром. Специалист по России отметил, что вряд ли можно говорить о финансовом кризисе в стране, занимающей третье место в мире по величине валютных резервов и имеющей профицит бюджета в размере 11% ВВП. Что касается падения биржевых котировок, он назвал смехотворным объем сделок на РТС (85 млн долларов, 60% из которых - акции "Газпрома"). И хотя отток капиталов действительно имеет место, даже самые осторожные аналитики не ожидают дефолта ввиду отсутствия государственного долга.
Но тем не менее, финансовый кризис не пощадит Россию, убежден Жак Сапир. В первую очередь, его последствия отразятся на сокращении иностранных инвестиций. Крупные предприятия пострадали от международного кризиса ликвидности и выстояли только благодаря государственному вмешательству. На экспортных рынках стали и металлов - стагнация. И МВФ, и российское правительство вынуждены пересматривать прогнозы экономического роста на 2009 год в сторону снижения.
В настоящий момент, полагает Жак Сапир, российское правительство пересматривает свою стратегию. Политика сильного рубля и сдерживания инфляции в условиях спада стала неприемлемой. Поэтому Центробанк "отпустил" рубль и увеличил интервал колебания российской валюты. Помимо валютных резервов, у государства есть еще два финансовых рычага - Стабилизационный фонд и финансовые возможности крупных государственных компаний: власть заставляет их инвестировать в предприятия, испытывающие трудности, чтобы не тратить на это бюджетные средства, сказал он в интервью Le Monde.
Весьма вероятно, считает Жак Сапир, что у европейских компаний, имеющих крупные инвестиционные проекты в России, возникнут проблемы с финансированием на западных рынках: они столкнутся с сокращением оборота и сверхосторожными банками. "Но поскольку российский рынок останется большим и крайне привлекательным, я не исключаю возможность того, что эти европейские компании возьмут кредит у Стабилизационного фонда, чтобы развиваться в России", - приводит газета слова французского эксперта.
По его словам, дефолт 1998 года сильно травмировал россиян, его последствия сегодня выражаются в недоверии правительству и нервозности. Тревога российских граждан за свои банковские вклады является совершенно необоснованной, так как "токсичных" активов в России нет, считает Сапир.
Другое существенное изменение, по мнению Жака Сапира, заключается в том, что "руководители страны больше не верят в либерализм". Они обращаются к схемам, в которых государство играет значимую роль в капиталистической экономике. Во Франции то же самое происходило в 1950-е годы, когда государство проводило протекционистскую и интервенционистскую индустриальную политику. Такое государство, полагает Сапир, становится очень крупным акционером. "Такая форма государственного капитализма помогает государству справиться с финансовым кризисом. Политика, которую Владимир Путин начал проводить в 2004-2005 годах, укрепляется", - сказал он.